Особенности формирования профессионального самосознания в подростковом возрасте

Скачать курсовую работу на тему: Особенности формирования профессионального самосознания в подростковом возрасте. В которой исследован генезис самосознания индивида после научных исследований. Изучен анализ литературы по проблеме формирования самосознания в подростковом возрасте.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
22.07.2025
Объем файла
97 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Осознание и самопознание являются одной из центральных проблем психологии, философии и социологии. Их значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу для решения не только многих важных теоретических вопросов, но и практических задач, связанных с формированием жизненной позиции.Способность к самопознанию и самопознанию - это исключительное благо человека, реализующего себя в своем самосознании как субъекта сознания, общения и действий и непосредственно связанного с самим собой.Практическая значимость работы определяется возможностью использования данных, полученных в ходе исследования, для практической деятельности учителей.Теоретическую основу работы составили исследования как отечественных авторов - Л.И.Божовича, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и других, так и зарубежных авторов – В.Джеймса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и других.
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.3
Глава 1. Происхождение самосознания. Толкование самосознания в психологии
Развитие самосознания в филогенезе и в онтогенезе 6
1.2 Взгляд зарубежных и отечественных психологов на проблему самосознания 9
Глава 2. Проблемы самосознания в юношеском возрасте.
2.1 Особенности самосознания в юношеском возрасте.14
2.2 Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте 17
Глава 3. Экспериментальное исследование развития профессионального самосознания студентов экономического колледжа
3.1 Организация и методы исследования21
3.2 Результаты экспериментального исследования.25
Заключение.34
Литература.35

Список литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968г. с.31
Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986г. c.367
Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1973г.
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994г., №3, с.43-52
Греков И.Г. Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности // Мед.сестра. 2000г., №1, с.40-41
Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989г., №1, с.5-14
Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности// Вопросы психологии. 1983г., №2, с.51-59.
Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов. – 2е изд.,доп. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: «прайм–ЕВРОЗНАК», 2003. – 512 с. С 318.
Кон И.С. Открытие Я. М., 1978г.- c.72-73
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997г., №4, с.28-38
Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990, №3, с.58-64.
Мудрик А.В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996.-с.266-275
Обносов В.И. Динамика профессиональных представлений учащихся // Вопросы психологии. 1986г., №6, с. 28-32
Прыгин Г.С., Степанский В.М., Фарютин В.П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987г., №4, с.45-50
Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2т.Тн.-М.: «Педагогика», 1989г. C.245
Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986г., №6, с.14-22

Осознание собственной особенности является сложным и длительным процессом как в онтогенезе, так и в филогении.Процесс формирования самосознания начинается не с осознания человеком себя как разумной личности, противостоящей природе и родовому коллективу. Предшествовал процессу формирования сознания для рода самого себя в целом, который впоследствии послужил одним из условий и предпосылок возникновения личностного самосознания, так же как формирование общества послужило условием и предпосылкой формирования человека как его производной части. Суть родового самосознания заключалась в том, что человек духовно не отличался от родовой группы, к которой он принадлежал, не считал себя в ней особым центром интересов и действий, а сливался с ней. Это было связано с природой муниципального способа производства, при котором индивид не становится независимым по отношению к сообществу.Основой самосознания средневекового человека было чувство постоянной связи со своей общностью, своим достоянием и своей социальной функцией. Вся жизнь средневекового человека от рождения до смерти была предрешена. Он почти никогда не покидал места своего рождения и в большинстве случаев даже не думал об этом. Его жизненный мир был настолько тесен, что ограничивался лишь рамками его общинной и классовой принадлежности. Для средневекового человека "познание себя" означало прежде всего: "познание своего места”.