Самарская мордва в исторических и этнографических исследованиях (вторая половина XIX – начало XXI века)
Введение
В жизни каждого человека важную роль играют осознaние принадлежности к определенному народу, поиски культурных особенностей, оказывающие влияние на межличностные отношения. Исследование традиционной истории и культуры мордвы объясняется необходимостью сохранения особенностей дaнной культуры в многонациональном социокультурном мире, каким является наша страна и в том числе Самарская область.
Территорию современной Самарской области населяют многочисленные национальности. В ее составе преобладает русское нaселение (1 млн 86 тыс. человек, или 93,3% от общего числа жителей), есть также татары, украинцы, белорусы, мордва, чуваши, казахи, евреи, представители других национальностей. Мордва является самым крупным финно-угорским народом Самарской области (86000 человек (2,655%) [27]. Самарский край является контактной зоной для проживающих на ее территории этносов [22, с. 78]. Представители разнообразных этносов, которые составляют современную основу населения Самарского края, п
Оглавление
Введение
Глава 1. История формирования населения Самарского края.
1.1. Заселение мордвы на территорию Поволжья.
1.2. Формирование этнотерриториальной группы самарской мордвы.
Глава 2. Особенности материального быта мордвы Самарского края.
2.1. Традиционное хозяйство самарской мордвы.
2.2. Поселение и жилище.
2.3. Пищевая культура и утварь.
2.4. Традиционный народный костюм.
Глава 3. Религиозно-обрядовая культура самарской мордвы.
3.1. Конфессиональная специфика самарской мордвы.
3.2. Календарно-обрядовые традиции и семейная обрядность.
Заключение
Список литературы
Список используемой литературы
1. Алексеева, В. А. Самарская область. Этнос и культура : учебное пособие / В. А. Алексеева. – Самара: Информационный вестник, 2012. – № 2. – 42-43 с. – ISBN 5-7695-1530-9.
2. Алихова, А. Е. Муранский могильник и селище. Материалы и исследования по археологии СССР. № 42. // Труды Куйбышевской археологической экспедиции / А. Е. Алихова. – Москва: Изд-во АН СССР, 1954. – 259-301 с.
3. Анненский, С. А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и восточной Европе // Исторический архив. / С. А. Аннеский. – Москва, 1940. – 89 с.
4. Балашов, В.А. Историография бытовой культуры мордвы. Бытовая культура мордвы. / В. А. Балашов. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. – 239-259 с.
5. Балашов, В.А. Культура и быт мордовского колхозного села: историко-этнографический очерк / В.А. Балашов. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. –168 с.
6. Белицер, В.Н. Народная одежда мордвы / В. Н. Белицер. – Москва: Изд-во АН СССР, 1973. – 198-246 с. – ISBN 978-5-98941-182-5.
7. Беляева, Н.Ф. Традиционные институты социализации детей и подростков у мордвы / Н. Ф. Беляева. – Саранск: МГПИ, 2002. – 102 с.
8. Бромлей, Ю.В. Этнические процессы в СССР. / Ю. В. Бромлей. – Москва: Вестник АН СССР. – 1972. – № 11. – 203-215 с. – ISBN 978-5-8428-0629.
9. Буренкова, Л. Е. Региональные исследования по истории мордвы за пределами основной этнической территории в XVIII – XIX вв. / Л. Е. Буренкова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, – 2019. – 117-121 с.
10. Этнография Самарской Луки / Ведерникова Т. И., Фокин П. П., Ягафова Е.А. – Самара: Самарский регион. фонд "Полдень. XXII в.", 1996. – 68-121 с.
11. Ведерникова, Т.И. Расселение мордвы в Самарском Заволжье (XVII - середина XIX вв.) / Т. И. Ведерникова // Этнокультурные связи мордвы. Дооктябрьский период. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. – 38-40 с..12. Георги, И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыча
Согласно данным исследований В. П. Тумайкина, земледелие, основанное на общинном крестьянском землевладении, являлось основным видом хозяйственной деятельности мордвы Самарского края в конце XIX - начале XX в. Крестьяне ежегодно устраивали передел находящихся в распоряжении общины земельных угодий по общему согласию, при участии избираемых на этот период старшин, в расчете на каждую ревизскую душу. При разделе учитывалось количество земли и её расположение. В частном порядке земля делилась после смерти домохозяина или ухода рекрута в армию. Недостаток надельной земли крестьяне стремились пополнить за счет аренды помещичьих, удельных и казенных земель.
Распространенной культурой являлся овёс, высеваемый во второй половине апреля, местами в первых числах мая, нередко в смеси с полбой. Овсом кормили рабочий скот. Полба, как и ячмень, возделывалась только для внутреннего потребления. Из конопляного семени с помощью ручного станка или на маслобойнях получали масло, которое шло как для собственного потребления, так и на продажу.
В XIX в. наибольшее распространение получили ямные овины, сооружаемые сообща несколькими домохозяйствами. Он состоял из двух ярусов: в первом из них в земле помещался источник тепла, во втором – на балках или решетчатом накате сушились снопы. Проход дыма из ямы в овин осуществлялся через продолговатые