Взаимодействие молодёжи и культурных учреждений Самары
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Культура всегда была многомерным и многосложным явлением, которое охватывает почти все сферы жизнедеятельности общества. Для успешного осмысления и развития процессов культуры необходимо освоение и приумножение культурных ценностей. Общеизвестно, что основными задачами культурных учреждений в обществе является собирание, хранение и транслирование культурных ценностей, однако сегодня именно последняя задача выступает на первый план. Значение деятельности культурных учреждений растёт с каждым днём, необходимо наличие в их практике прогрессивных культурно-досуговых программ мероприятий, насыщенных художественным и интеллектуальным содержанием, способных осуществлять приобщение современной молодёжи к культуре.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..….. 5
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению взаимодействия молодёжи с культурными учреждениями…….……………………………. 11
1.1 Теоретические понятия, используемые в работе: молодежь, культура, инкультурация, социально-культурная деятельность, культурная среда, культурное учреждение………………………….. 11
1.2 История исследования учреждений культуры и молодёжи как сегмента аудитории культурных учреждений………………………. 27
Глава 2 Социологический анализ деятельности культурных учреждений Самары и взаимодействия студентов Самарского университета..……….. 46
2.1 Программа социологического исследования по теме «Взаимодействие студентов Самарского университета и культурных учреждений Самары»……………………………………………….... 46
2.2 Характеристика взаимодействия студентов Самарского университета и культурных учреждений Самары, оценка его необходимости………........................................................................... 59
Заключение………………………………………………………………..…. 75
Список использованных источников………………………………..……... 80
Приложение А Анкета………………………………………………………. 85
Приложение Б Список экспертов ……...…………………………………... 92
Приложение В Гайд интервью с экспертами……........................................ 93
Приложение Г Транскрипт интервью с экспертами ……………………… 94
Приложение Д Схема понятия социально-культурная деятельность.…… 98
1 Гльвецкий, К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К.А. Гельвецкий. – М., 1938. – 46 с.
2 Дюркгейм, Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М., 1991. – 136 с.
3 Вебер, М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии / М. Вебер. – М : Изд. дом Выс¬шей школы экономики, 2016. – 86 с.
4 Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М., 1988. – 86 c.
5 Маркс, К.. Об искусстве / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М : Искусство, 1957. – 41 с.
6 Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М.,
1992. – 198 c.
7 Gilman B. Museum Fatigue. The Scientific Monthly / B. Gilman. – 1916. – 62-74 с. – URL :https://mgnsw.org.au/wp-content/uploads/2019/01/Museum_Fatigue.pdf (датаобращения 28.08.2015)
8 Фохт-Бабушкин, Ю.У. Публика художественных музеев и выставок в России. Социологические свидетельства 1920 – 1930-х годов / Ю.У. Фохт-Бабушкин – М: ГИИ, 2014. – 226 c.
9 Розенталь, Л.В. Изучение музейного зрителя. Сборник методическо-просветительного отдела Третьяковской галереи / Л.В. Розенталь. – М., 1928. – 119 с.
10 Вишневский, Ю.Р. Практикум по социологии молодежи / Ю.Р. Вишневский, А.И. Ковалева, В.А. Луков. – М: Социум, 2000. – 289с.
11 Чупров, В.И. Социология молодежи: учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 336 с.
12 Чупров, В.И. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М: Academia, 2008. – 608 с.
Для того чтобы понимать, насколько сильно влияет культура на такую социальную группу как молодежь, необходимо дать границы понятию «молодёжь» и разобраться с подходами к пониманию культуры, а также выяснить роль культуры в жизни молодых людейРост актуальности исследований проблем молодёжи объясняется тем, что молодёжь имеет преемственную связь поколений, которая обеспечивает самовоспроизведение общества. Особенность проблемы заключается в желание найти универсалию для характеристики и определения молодежи. В ХХ веке сложилось несколько научных школ, которые исследовали молодежную проблематику и пытались объяснить противоречия сознания и поведения молодого поколения. Самыми известными среди них являются: структурно-функционалистская школа (Э.Дюркгейм, Р.Мертон) – анализирует состояние и поведение молодежи системно взаимосвязи с окружающей действительностью; культурологическая школа (П.Бергер, Т.Лукман) – сознание и поведение молодых людей со стороны феноменологии человеческой культуры; психоаналитическая школа (З.Фрейд. Э.Эриксон) – изучение проблем молодежи под углом их возрастных особенностей, свойственных им психических параметров личности [10, c.289].Первый опыт определения молодежи, как группы общества, изучения ее проблем и ценностных ориентаций, в нашей стране имеет начало еще во второй половине 20-х годов 20 столетия. А.Залкинд, В.Мясищев, М.Рубинштейн обратились к проблеме исследования молодого поколения [11, c.336]. В 60-х годах проводятся массовые исследования социальных проблем молодежи. Ученые изучают роль и место молодежи в современном мире, анализ их потребностей и интересов, социальных ожиданий и ориентации ценностей различных категорий молодых людей в сферах труда, учебы и досуга.