Развитие скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Эффективность тренировочной и соревновательной деятельности футболистов определяется уровнем их специальной работоспособности, который предполагает гармоничное сочетание двигательных возможностей и технического мастерства. Скоростно-силовые способности футболиста проявляются в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. К этим силовым противодействиям можно отнести: преодоление тяжести массы тела самого спортсмена (прыжки в высоту; прыжки в длину — во время подката, выбивания мяча; прыжки в сторону — у вратарей; резкий старт и изменение направления во время бега и т.п.); преодоление силы, связанной с ударами по мячу, вбрасывание мяча; преодоление силы, вызванной силовым сопротивлением соперника.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Научно-методические основы развития скоростно-силовых способностей
1 Анатомо-физиологические особенности развития детей 13-14 лет
2 Психологические особенности развития
3 Особенности развития скоростно-силовых способностей футболистов
Организация и методы исследования
1 Организация исследования
2 Методы исследования
Разработка комплекса упражнений и опытная проверка его эффективности
1 Разработка комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет
2 Результаты педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Азарова, И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.04 / АзароваИрина Владимировна.– Омск, 2003.– 22 с.
Блащак, И.М. Точность ударов по воротам в соревнованиях и тренировках мини-футболистов и факторы, ее определяющие: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / И.М. Блащак - Москва, ГЦОЛИФК, 1991. - 31 с.
Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: ФиС, 1988. – 331 с.
Витковский, Н.В. Координационные способности юных мини-футболистов: диагностика, структура, онтогенез / Н.В. Витковский - Москва, 2003. - 20 с.
Выжгин, В А. Исследование эффективности методики обучения детей 11-12 лет технике футбола: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Выжгин В.А. – М., 1972. – 18 с.
Гидара, С. Ш. Динамика скоростно-силовой подготовленности мини-футболистов в соревновательном периоде и средства ее стабилизации: : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Сабербен Шадли Гидара – Москва, 2004. – 22 с.
Голомазов, С.В. Футбол: проблема адаптации техники / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 31 с.
Губа, В П. Методология подготовки юных футболистов / В.П. Губа, А. Стула – М.: Человек, 2015. – 184 с.
Гужаловский, А.А. Развитие физических качеств у школьников / А.А. Гужаловский. – М.:ФиС, 2010. – 198 с.
Гусынин, П.С. Спортивная физиология / П.С. Гусынин. – М.:Владос, 2011. – 298 с.
Дмитриев, Л.Д. Влияние систематических физических упражнений на организм школьника / Л.Д. Дмитриев // Спорт в школе. – 2012. – №4. С. 30-32.
Дубровский, В.И. Спортивная физиология / В.И. Дубровский. –М.: ВЛАДОС, 2005. – 462 с.
Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
Подростковый возраст представляет наибольший интерес, так как занимает особое место в становлении организма и совпадает с этапом начальной спортивной специализации, началом серьезной подготовки в избранном виде спорта. В 13-14 лет у подростков интенсивно идет период полового созревания один из главных этапов роста и развития человеческого организма. Особенностью этого периода является неравномерность развития органов и систем. В этом возрасте усиливается регулирующая роль коры головного мозга, что способствует более быстрому и правильному умственному развитию и формированию характера подростка [22].В связи с совершенствованием функционального состояния коры головного мозга заметно повышается точность движений, улучшается их координация, а это является необходимой основой для совершенствования техники избранного вида спорта. В этом возрасте формирование двигательных стереотипов происходит быстрее, чем у взрослых, лучше осваивается и закрепляется координация движений [4].К 13-14 годам происходит созревание коркового конца двигательного анализатора, и очень многие стороны двигательной деятельности оказываются развитыми так же, как у взрослых. Так, например, достигается такой же уровень развития частоты и точности движений, их быстрота и время двигательной реакции, чувство темпа, прыгучесть, способность к анализу мышечных ощущений. К началу полового созревания функция зрительного и вестибулярного аппарата так же развита, как и у взрослых [34].