Способы развития иноязычных фонетических навыков обучающихся на уроках английского языка
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире знание иностранных языков становится все более важным и востребованным. Оно открывает широкие возможности в образовании и профессиональном росте. Однако для успешного владения иностранным языком необходимо не только знание лексики и грамматики, но и умение правильно произносить звуки и различать интонацию.
Фонетические навыки играют важную роль в формировании речевой компетенции учащихся. Они помогают улучшить произношение, развить восприятие и понимание речи на иностранном языке на слух. Как показывает практика, недостаточное внимание к фонетике в процессе обучения иностранным языкам может привести к формированию неправильных произносительных привычек, которые потом трудно исправить. Поэтому важно выстраивать своевременно работу по формированию фонетических навыков.
Система образования не стоит на месте, она постоянно меняется, модернизируется, в связи с чем возникает необходимость находить новые способы и методы обучения, отвечающие современным образо
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования фонетических навыков при обучении английскому языку в школе 5
1.1 Понятие фонетического навыка 5
1.2 Современные методы обучения фонетике в школе 11
Глава 2 Практические основы обучения фонетике английского языка в школе 21
2.1 Система упражнений при формировании фонетических навыков 21
2.2 Использование современных технологических возможностей при обучении фонетике в школе 28
Заключение 29
Список литературы 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова, Т.В. Учебно-методическое пособие по фонетике английского языка (для студентов 1-го и 2-го курсов) / Сост. Т.В. Акимова. – АСОУ, 2010. – 60 с.
2. Александрова, А.В. Формирование коммуникативных компетентностей у младших школьников в обучении английскому языку в условиях внедрения ФГОС [Электронный ресурс] / А.В. Александрова, А.П. Бугаева // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии : Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Киров, 25 мая 2020 года. Том Выпуск 3. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 6-9. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44415290
3. Английский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. В 2 ч. Ч. 1 / [К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др.] – М. : Express Publishing : Просвещение, 2011. – 136 с.
4. Галимова, Х.Х. Формирование фонетических навыков обучающихся на уроках иностранного языка с использованием рифмовок [Электронный ресурс] / Х.Х. Галимова, М.В. Чернышова // XVII акмуллинские чтения : Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 02–03 декабря 2022 года. Том II. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2022. – С. 112-114. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50157821
5. Гергилевич, А.С. Совершенствование фонетических навыков на уроках английского языка посредством видеоматериалов [Электронный ресурс] / А.С. Гергилевич // Иноязычное образование в эпоху перемен: проблемы и перспективы : Материалы научно-практической студенческой конференции, Москва, 27–28 февраля 2023 года. – Москва: Известия института педагогики и психологии образования государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет", 2023. – С. 66-69. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50466211
6. Грабилова, Е.Ю. Современные методы обучения фонетике английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / Е.Ю. Грабилова // Лучшие научные исследования 2023 : сборник статей X Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 15 февраля 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 51-54. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50259026
7. Гроховская, И.А. Формирование иноязычной фонетической компетенции в рамках изучения английского языка в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / И.А. Гроховская // Язык и межкультурная коммуникация : Сборник статей ХIII Международной научно-практической конференции, Астрахань, 07 октября 2020 года / Редакционная коллегия: О.Б. Багринцева (гл. редактор), Л.Д. Кривых, Н.И. Кривых, Н.М. Колоколова, М.В. Пителина, М.А. Симоненко. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2020. – С. 32-36. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44406093
8. Закизянова, Л.Х. Фонетическая зарядка как средство формирования ритмико-интонационных навыков при обучении английскому языку [Электронный ресурс] / Л.Х. Закизянова // Общие вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации : сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции «Филология, переводоведение, лингводидактика: актуальные проблемы и тенденции развития в эпоху глобализации», посвященная 65-летию факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, 14 апреля 2016 года / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2016. – С. 180-183. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26311512
9. Игнашина, Н.М. Формирование фонетических навыков речи немецкого языка на начальном этапе обучения на базе информационных технологий [Электронный ресурс] / Н.М. Игнашина // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 08–09 апреля 2020 года. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2020. – С. 607-612. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46225692
10. Кочнева, И.Н. Модель организации речевого взаимодействия учащихся 5 - 7 классов на уроке английского языка [Электронный ресурс] / И. Н. Кочнева, В. В. Вартанова // Молодежь. Наука. Современность : IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, Воткинск, 10 апреля 2017 года. – Воткинск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2017. – С. 225-229. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32543869
11. Леонов, А.И. Формирование фонетических навыков при овладении иноязычной речью [Электронный ресурс] / А.И. Леонов // Известия Научно-координационного центра по профилю "филология" : Ежегодник / Научный редактор: А.Б. Удодов; Воронежский государственный педагогический университет. Том Выпуск XI (II). – Воронеж : Наука-Юнипресс, 2013. – С. 222-226. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24272112
12. Магомедова, Х.Р. Обучение фонетике английского языка на средней ступени с использованием мобильных приложений [Электронный ресурс] / Х.Р. Магомедова // Мировая наука. – 2022. – № 5(62). – С. 128-130. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48655137
13. Майорова, А.С. Методические основы обучения фонетике английского языка с помощью компьютерных технологий [Электронный ресурс] / А.С. Майорова // Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату : Материалы IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Краснодар, 13–24 марта 2017 года / Краснодарский государственный институт культуры. – Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2017. – С. 14-18. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29015173
14. Макаров, А.В. Использование коммуникативного подхода при формировании фонетических навыков на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / А.В. Макаров // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики в контексте современных исследований : сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции, Арзамас, 10 апреля 2017 года. – Арзамас: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2017. – С. 108-112. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30532643
15. Мамедова, Е.Н. Формирование фонетических навыков английского языка у дошкольников и учеников нача
На сегодняшний день существует множество современных методов и средств обучения фонетическим навыкам и их развития. Одним из таких средств являются наглядные пособия, такие как диаграммы, схемы и видео, представляющие собой эффективные средства обучения фонетике. Они дают учащимся четкое представление о физических процессах, связанных с воспроизведением звуков речи. Наглядные пособия особенно полезны для обучения звукам, которые трудно воспроизвести, например, французскому звуку «р» [9, с. 182].
Еще один эффективный метод обучения фонетике в коммуникативном контексте это ролевые игры и диалоги. При реализации этого метода учащиеся участвуют в разговорах, которые требуют от них использования целевых звуков и практики их произношения. Например, учащихся могут попросить разыграть сцену в ресторане, где они заказывают еду и просят счет. Этот метод позволяет учащимся практиковать свое произношение в реалистичной обстановке и обрести увереннос