Использование регионального компонента в курсе МХК
Введение
Актуальность темы: в последние годы в нашей стране возникают сложности включения регионального компонента в образовательный процесс. Мы можем столкнуться с тем, что в Законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены два компонента, учитывающие федеративный характер устройства России — федеральный и национально-региональный, но анализ нормативных документов свидетельствует о том, что реализация принципа региональности осуществляется через введение в учебный план специальных предметов (в области родного языка и литературы, истории, географии) и совсем не затрагивает другие общеобразовательные области, такие как искусство, технология, обществознание. Рассматривая такой предмет художественного образования как мировая художественная культура, можно сказать, что образовательных программ с включением регионального компонента недостаточно. В содержании школьных учебников по МХК находится основной материал по данному курсу, но они не учитывают особенности культуры, образа жизни
Содержание
Введение 3
Глава 1. Использование регионального компонента в курсе МХК 5
1.1. Региональный компонент в образовании 5
1.2. Региональный компонент в художественном образовании 15
1. 3. Анализ авторских разработок 19
Глава 2. Использование регионального компонента на уроках МХК 31
2.1. Применение регионального компонента в МХК 31
2.2. Методическая разработка урока «Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы» 33
2.3. Методическая разработка урока «Архитектура исторического города» 44
2.4. Методическая разработка урока «Декоративно-прикладное искусство» 53
2.5. Методическая разработка урока «Вопрос себе как первый шаг к творчеству» 64
2.6. Методическая разработка урока «Николин день» 75
Заключение 84
Список литературы 86
Приложения 92
Список литературы
1. Агентство перспективных научных исследований : сайт. – Москва, 2017. – Обновляется в течение месяца. – URL: https://apni.ru/article/1951-realizatsiya-natsionalno-regionalnij-komponen (дата обращения: 23.04.2023). – Текст : электронный.
2. Буторина, Т. Н. Педагогическая регионология / Т. Н. Буторина. – Архангельск: Издательство Архангельского гос. Технического ун-та, 2006. – 187 с. - ISBN 5-261-00171-4. – Текст : непосредственный.
3. Ванюшкина, Л. М. Современный урок. Мировая художественная культура / Л. М. Ванюшкина. – Москва: Первое сентября, 2007. – 31 с. – ISBN 978-5-9667-0380-6. – Текст: непосредственный.
4. Ванюшкина, Л. М. Культурное наследие и подходы к его освоению в курсах МХК и краеведения. Лекции 1-4 : учебное методическое пособие / Л. М. Ванюшкина, Е. Н. Коробкова. – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 96 с. – URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxrc2RtZXRvZGlja2F8Z3g6NzZhNzQyODJlNzBlYmI2OA (дата обращения: 26.04.20023). Режим доступа: Вконтакте. - Текст: электронный.
5. Вяземский, Е. Е. Национально-региональный компонент исторического образования : пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – Москва : Просвещение, 2008. – 157 с. – ISBN 978-5-09-018117-4. – Текст : непосредственный.
6. Вяземский, Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы / Е. Е. Вяземский. -Текст : электронный // Проблемы современного образования. - 2012. - №4. – С. 21-40. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-regionalnyy-komponent-obschego-istoricheskogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-diskussionnye-podhody (дата обращения: 03.05.2023). – Режим доступа : Научная электронная библиотека КиберЛенинка.
7. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства : учебное пособие / Ю. Я. Герчук. – Москва : Учебная литература, 1998. – 203 с. ISBN 5-526-00009-5. – Текст : непосредственный.
8. Джафарова, О. С. Методические особенности включения регионального компонента в содержание художественного образования учеников начальных классов крымских школ / О. С. Джафарова.- Текст : электронный // Наука и школа. – 2019. – №4. – С. 185-192. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-vklyucheniya-regionalnogo-komponenta-v-soderzhanie-hudozhestvennogo-obrazovaniya-uchenikov-nachalnyh (дата обращения: 03.04.2023). - Режим доступа : Научная электронная библиотека КиберЛенинка.
9. Котиева, Ф. Р. Национально-региональный компонент как отражение регионального своеобразия / Ф. Р. Котиева. – Назрань: Пилигрим, 2009. – 203 с. – ISBN 978-5-98993-085-2. – Текст : непосредственный.
10. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2008. – 412 с. - ISBN 978-5-2010-01631-7. – Текст : непосредственный.
11. Медкова, Е. С. Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Лекции 1-4: учебно-методическое пособие / Е. С. Медкова. – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 64 с. - URL: https://vk.com/s/v1/doc/l4HknQNuGst6y00TVP0VOdUxDL2EWo5jOmS05UPeuoCd7v_zXU (дата обращения 08.04.2023). – Режим доступа : Вконтакте. – Текст : электронный.
12. Методическая копилка : сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://kopilka.edu-eao.ru/natsionalno-regionalnyj-komponent-na-urokah-istorii-i-obshhestvoznaniya/ (дата обращения: 18.04.2023). – Текст: электронный.
13. Мир науки: электронный журнал. –URL: http://mir-nauki.com. Дата публикации 12 августа 2016. - Текст: электронный.
14. Порошин, В.И. Национально ориентированный компонент в содержании общего среднего образования современной школы / В.И. Порошин ; под редакцией В. В. Судакова. – Вологда : Изд. центр ВИРО, 2006. – 148 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 5-87590-202-7/ - Текст : непосредственный.
15. Никифорова, Н. Г. Проектирование регионального компонента в современной школе / Н. Г. Никифорова. – Текст электронный // Педагогика. – 2006. - №4. – С.
Глава 2. Использование регионального компонента на уроках МХК2.1. Применение регионального компонента в МХКХудожественно-эстетическое образование должно способствовать формированию самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, ставятся следующие задачи:
- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключённых в образах отечественного искусства, отечественной поэзии, музыки, играх и обрядах, в родной природе;
- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всём многообразии его видов;
- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа и их историей.
Предлагаемые разработки уроков выполнены в соответствии с авторской программой Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой и Е. Д. Кри