Использование регионального компонента в курсе МХК

Скачать отлично выполненную дипломную работу на тему: "Использование регионального компонента в курсе МХК". В которой рассмотрен региональный компонент в художественном образовании; Проанализированы авторские программы по мировой художественной культуре, где был включен региональный компонент.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
19.07.2025
Объем файла
10641 Кб
Количество страниц
83
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3280 руб.
4100 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность темы: в последние годы в нашей стране возникают сложности включения регионального компонента в образовательный процесс. Мы можем столкнуться с тем, что в Законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены два компонента, учитывающие федеративный характер устройства России — федеральный и национально-региональный, но анализ нормативных документов свидетельствует о том, что реализация принципа региональности осуществляется через введение в учебный план специальных предметов (в области родного языка и литературы, истории, географии) и совсем не затрагивает другие общеобразовательные области, такие как искусство, технология, обществознание. Рассматривая такой предмет художественного образования как мировая художественная культура, можно сказать, что образовательных программ с включением регионального компонента недостаточно. В содержании школьных учебников по МХК находится основной материал по данному курсу, но они не учитывают особенности культуры, образа жизни

Содержание

Введение 3

Глава 1. Использование регионального компонента в курсе МХК 5

1.1. Региональный компонент в образовании 5

1.2. Региональный компонент в художественном образовании 15

1. 3. Анализ авторских разработок 19

Глава 2. Использование регионального компонента на уроках МХК 31

2.1. Применение регионального компонента в МХК 31

2.2. Методическая разработка урока «Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы» 33

2.3. Методическая разработка урока «Архитектура исторического города» 44

2.4. Методическая разработка урока «Декоративно-прикладное искусство» 53

2.5. Методическая разработка урока «Вопрос себе как первый шаг к творчеству» 64

2.6. Методическая разработка урока «Николин день» 75

Заключение 84

Список литературы 86

Приложения 92

Список литературы
1. Агентство перспективных научных исследований : сайт. – Москва, 2017. – Обновляется в течение месяца. – URL: https://apni.ru/article/1951-realizatsiya-natsionalno-regionalnij-komponen (дата обращения: 23.04.2023). – Текст : электронный.
2. Буторина, Т. Н. Педагогическая регионология / Т. Н. Буторина. – Архангельск: Издательство Архангельского гос. Технического ун-та, 2006. – 187 с. - ISBN 5-261-00171-4. – Текст : непосредственный.
3. Ванюшкина, Л. М. Современный урок. Мировая художественная культура / Л. М. Ванюшкина. – Москва: Первое сентября, 2007. – 31 с. – ISBN 978-5-9667-0380-6.  – Текст: непосредственный.
4. Ванюшкина, Л. М. Культурное наследие и подходы к его освоению в курсах МХК и краеведения. Лекции 1-4 : учебное методическое пособие / Л. М. Ванюшкина, Е. Н. Коробкова. – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 96 с. – URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxrc2RtZXRvZGlja2F8Z3g6NzZhNzQyODJlNzBlYmI2OA (дата обращения: 26.04.20023). Режим доступа: Вконтакте. -  Текст: электронный.
5. Вяземский, Е. Е. Национально-региональный компонент исторического образования : пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – Москва : Просвещение, 2008. – 157 с. – ISBN 978-5-09-018117-4. – Текст : непосредственный. 
6. Вяземский, Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы / Е. Е. Вяземский. -Текст : электронный // Проблемы современного образования. - 2012. - №4. – С. 21-40. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-regionalnyy-komponent-obschego-istoricheskogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-diskussionnye-podhody (дата обращения: 03.05.2023).  –  Режим доступа : Научная электронная библиотека КиберЛенинка.
7. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства : учебное пособие / Ю. Я. Герчук. – Москва : Учебная литература, 1998. – 203 с. ISBN 5-526-00009-5. – Текст : непосредственный.
8. Джафарова, О. С. Методические особенности включения регионального компонента в содержание художественного образования учеников начальных классов крымских школ / О. С.  Джафарова.- Текст : электронный // Наука и школа. – 2019. – №4. – С. 185-192. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-vklyucheniya-regionalnogo-komponenta-v-soderzhanie-hudozhestvennogo-obrazovaniya-uchenikov-nachalnyh (дата обращения: 03.04.2023). - Режим доступа : Научная электронная библиотека КиберЛенинка.
9. Котиева, Ф. Р. Национально-региональный компонент как отражение регионального своеобразия / Ф. Р. Котиева. – Назрань: Пилигрим, 2009. – 203 с. – ISBN 978-5-98993-085-2. – Текст : непосредственный. 
10. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2008. – 412 с. - ISBN 978-5-2010-01631-7. – Текст : непосредственный.
11. Медкова, Е. С. Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Лекции 1-4: учебно-методическое пособие / Е. С. Медкова. – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 64 с. - URL: https://vk.com/s/v1/doc/l4HknQNuGst6y00TVP0VOdUxDL2EWo5jOmS05UPeuoCd7v_zXU (дата обращения 08.04.2023). – Режим доступа : Вконтакте. – Текст : электронный.
12. Методическая копилка : сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://kopilka.edu-eao.ru/natsionalno-regionalnyj-komponent-na-urokah-istorii-i-obshhestvoznaniya/ (дата обращения: 18.04.2023). – Текст: электронный.
13. Мир науки: электронный журнал. –URL: http://mir-nauki.com. Дата публикации 12 августа 2016. - Текст: электронный.
14. Порошин, В.И. Национально ориентированный компонент в содержании общего среднего образования современной школы / В.И. Порошин ; под редакцией В. В. Судакова. – Вологда : Изд. центр ВИРО, 2006. – 148 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 5-87590-202-7/ - Текст : непосредственный. 
15. Никифорова, Н. Г. Проектирование регионального компонента в современной школе / Н. Г. Никифорова. – Текст электронный // Педагогика. – 2006. - №4. – С.

Глава 2. Использование регионального компонента на уроках МХК2.1. Применение регионального компонента в МХКХудожественно-эстетическое образование должно способствовать формированию самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, ставятся следующие задачи:
- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключённых в образах отечественного искусства, отечественной поэзии, музыки, играх и обрядах, в родной природе;
- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всём многообразии его видов;
- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа и их историей.
Предлагаемые разработки уроков выполнены в соответствии с авторской программой Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой и Е. Д. Кри