Обучение иноязычному аудированию учащихся основной школы в контексте подготовки к ВПР и ОГЭ (на материале английского языка)

Цель дипломной работы – изучить теоретические основы развития речевой компетенции в процессе обучения иноязычному аудированию в основной школе и разработать комплекс упражнений и банк заданий для подготовки обучающихся к ВПР и ОГЭ
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.08.2022
Объем файла
2410 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Умение слышать - это часть речевой культуры человека, выражение способности правильно понимать и оценивать услышанное. Аудирование - это основа общения, и с него начинается овладение вербальным общением. Большинство людей часто не знают, как слушать или слушать речь других людей. Согласно анализу научных исследований, более 10% людей не обладают способностью слушать человека сосредоточенно и понимать суть того, о чем он говорит.
 Сегодня при обучении иностранному языку такие компетенции, как: critical thinking, сommunication, creativity, collaboration, становятся все более популярными. Это позволит обучающимся не только успешно подготовиться и сдать ВПР и ОГЭ по английскому языку, но и приблизить процесс обучения к реальной жизни за пределами класса, повысить их мотивацию и интересу к обучению, а также стимулировать лучшее понимание английского языка на слух.
В Примерной программе по иностранному языку выпускнику основной школы необходимо научиться: воспринимать на слух и понимать основное содержание простых аутентичных текстов, понятных на слух и включающих небольшое число неизученных языковых явлений; понимать на слух и воспринимать значимую/необходимую/соответствующую информацию в подлинных текстах, содержащих как исследовательские лингвистические явления, так и ряд других.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 7

      1.1 Обучение иноязычному аудированию: сущность понятия, его роль  и место, трудности, психофизиологические механизмы 7

      1.2 Развитие ключевых компетенций 4 К в процессе обучения аудировани 13

      Выводы по 1 главе 18

ГЛАВА 2. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ:  ОТ ВПР К ОГЭ 20

      2.1 Методические особенности обучения аудированию на основе  преемственности 20

      2.2 КИМы как средство контроля и оценивания речевой компетенции в процессе обучения аудированию: ВПР, ОГЭ 26

      Выводы по 2 главе 32

ГЛАВА 3. УПРАЖНЕНИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ  ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮ ПРИ   ПОДГОТОВКЕ К ВПР И ОГЭ 34

      3.1 Банк  коммуникативных заданий для подготовки к ВПР 34

      3.2 Комплекс упражнений для обучения аудированию при подготовке к ОГЭ 34

      Выводы по 3 главе 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов,  А. Н. Щукин. – СПб.: Златоуст, 1999. – 427 с.

2. Аудирование на ОГЭ [Электронный ресурс] / Преподавание английского языка: офиц. сайт - Режим доступа: https://4languagetutors.ru/audirovanie-na-oge/ (дата обращения 15.01. 2022)

3. Бим И. Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам? / Иностранные языки в школе/ И.Л. Бим. – 2007 - №4. – С. 2- 6

4. Браун Р. У. Психолингвистика / Р. У.  Браун, 1970. – 231 с. 

5. Вайсбурд М. Л. Обучение аудированию / Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / М. Л. Вайсбурд, Е. А. Колесникова / Под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.

6. Веселова Ю. С. Английский язык комплекс материалов для учащихся / Ю.С. Веселова. Учебное пособие - Москва: Интеллект-Центр, 2017.- 128 с.

7. ВПР 2022, английский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] /  Образовательный портал для подготовки к работам: офиц. сайт - Режим доступа: https://en7-vpr.sdamgia.ru/test?id=228293 (дата обращения 14.01. 2022)

8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Гальскова – М.: АРКТИ,  2003. – 192 с.

9. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий - М.: Высшая Школа,1982. – 360 с.

10. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи / Н. В. Елухина / Иностанные языки в школе, 1996. -  №5. -  С. 19-28

11. Елухина Н. В. Основные трудности аудирования преодоления / Н. В. Елухина / Иностранные языки в школе, 1995.- № 2 – С. 8-17 

12. Жукова Н. А. Практический курс методики обучения иностранному языку: практикум / Н. А. Жукова. – Барнаул: АлтГПУ, 2020. – 108 с.

13. Крючкова Л. С. Практическая Методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие/ Л. С. Крючкова, Н. В. Мощинская. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 480 с. 

14. Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель,  2007. – 318 с.

15. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – М.: Дрофа, 2008. – 431 с.

16. Колкер Я. М. Обучение восприятию на слух английской речи / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова. - М.: Академия, 2002. - 336 с.

17. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. – М.: – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.

18. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. Пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Коряковцева. – М.: Издательский центр «Академия, 2010. – 192 с.

19. Махмурян К. С. ГИА. Английский язык. Практикум / К. С. Махмурян, Е. С. Маркова,  - М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2021. – 85 с.

20. Манькова О. В. Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной речи / О. В. Манькова.  // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 281-282. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4293/ (дата обращения: 17.01.2022).

21. Методическая система подготовки к ОГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] / Открытый урок: офиц. сайт - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/673655 (дата обращения 15.01. 2022)

22. Методические аспекты обучения аудированию [Электронный ресурс] / Электронный журнал «Cyberleninka»: офиц. сайт - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-obucheniya-audirovaniyu (дата обращения 05.01. 2022)

23. Моисеенко О. А. Listening comprehension (учебно-методическое пособие по аудированию) // Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА»/  О.А. Моисеенко, О.Н. Ярыгин, 2017. – 88 с.

24. Никитина Л. Л. Аудирование как средство развивающего обучения / Л. Л. Никитина // Иностранные языки в школе. - 2014. - №10.- С.  26 - 32.

25. ОГЭ 2022, английский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] /  Образовательный портал для подготовки к экзаменам: офиц. сайт - Режим доступа: https://en-oge.sdamgia.ru/test?id=1017525 (дата обращения 14.01. 2022)

26. Образовательный проект "Аудирование как способ коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка" [Электронный ресурс] / Инфоурок – Ведущий образовательный портал России: офиц. сайт - Режим доступа:https://infourok.ru/obrazovatelniy-proekt-audirovanie-kak-sposob-kommunikativnoy-kompetencii-obuchayuschihsya-na-urokah-angliyskogo-yazika-3511968.html (дата обращения 05.01. 2022)

27. ОГЭ 2021, английский язык, задания, ответы, решения. Обучающая система Д. Д. Гущина [Электронный ресурс] / Образовательный портал для подготовки к экзаменам: офиц. сайт - Режим доступа: https://en-oge.sdamgia.ru/test?id=870166/ (дата обращения 15.01. 2022)

28. ОГЭ по английскому — разбор и анализ заданий (2020 год) [Электронный ресурс] / ОГЭ по английскому: офиц. сайт - Режим доступа: https://lizasenglish.ru/ekzameny-na-anglijskom/audirovanie-oge.html#a1 (дата обращения 14.01. 2022)

29. Основные трудности, возникающие в процессе аудирования [Электронный ресурс] / Инфоурок – Ведущий образовательный портал России: офиц. сайт - Режим доступа: https://infourok.ru/osnovnie-trudnosti-voznikayuschie-v-processe-audirovaniya-2516200.html (дата обращения 09.01. 2022) 

30. Пассов Е. И. Обучение аудированию, учебное пособие / Е. И. Пассов, Е. С. Кузнецова, 2002. – 44 с.

31. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: пособие для учителей / Е. И. Пассов. – М.: Лексис, 2003. – 586 с.

32. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.

33. Принципы преемственности обучения [Электронный ресурс] /  Справочник: офиц. сайт – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/principyobucheniya/princip_preemstvennosti_obucheniya/ (дата обращения 14.01. 2022)

34. Пруссаков Н. Н. Трудности при обучении аудированию иноязычного звучащего текста / Н. Н. Пруссаков // Иностранные языки в школе. – 1994. – №6.-32-36 с.

35. Развитие речевой компетенции обучающихся средней школы в аудировании на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Мультиурок: офиц. сайт - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/razvitiie-riechievoi-kompietientsii-obuchaiushchik.html (дата обращения 15.01. 2022)

36. Рапацевич Е. С. - Психолого-педагогический словарь / Е. С. Рапацевич. – Минск: «Современное слово», 2006. – 928 с.

37. Раздел «Аудирование» ОГЭ по английскому языку [Электронный ресурс] / Инфоурок – Ведущий образовательный портал России: офиц. сайт - Режим доступа:https://infourok.ru/osnovnie-trudnosti-voznikayuschie-v-processe-audirovaniya-2516200.html (дата обращения 18.01. 2022)

38. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина, Н. В. Языкова. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.

39. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинови, Т. Е.  Сахарова, М.: Просвещение 1991. – 287 с.

40. Роль аудирования в изучении английского языка [Электронный ресурс] / Upstudy-база знаний: офиц. сайт - Режим доступа: https://upstudy.ru/baza-znaniy/rol-audirovaniya-v-izuchenii-angliyskogo-yazyka/ (дата обращения 16.01. 2022)

41. Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / Электронный журнал «Молодой ученый»: офиц. сайт - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/18849/ (дата обращения 16.01. 2022)

42. Роль аудирования при обучении английскому языку [Электронный ресурс] / Электронный журнал «Cyberleninka»: офиц. сайт - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-audirovaniya-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku (дата обращения 16.01. 2022)

43. Скрипникова Т. И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам, учеб. методическое пособие /  Т. И. Скрипникова, 2017. – 137 с.

44. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам / М.: Астрель/ Е. Н.  Соловова, 2010. – 272 с.

45. Современные подходы к обучению аудированию на занятиях по иностранному языку [Электронный ресурс] / Электронный журнал «Cyberleninka»: офиц. сайт - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-obucheniyu-audiro  vaniyu-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku (дата обращения 14.01. 2022) 

46. Теоретические аспекты преемственности в системе образования [Электронный ресурс] /Электронный журнал «Cyberleninka»: офиц. сайт  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskieaspektypreemstvennosti-v-sisteme-obrazovaniya/viewer (дата обращения 14.01. 2022)

47. Торунова Н. И. Обучение иноязычному аудированию в контексте использования видеофонограммы на уроке английского языка / О. А. Ангахаева О.А., Н. И. Торунова – Лингвистика и лингводидактика в свете современных научных парадигм, 2018. – 325 с.

48. Филатов В. М. Антропологическая модель обучения иностранным языкам в начальной школе и педагогическом колледже: монография / В.М. Филатов. – Ростов-на- Дону: АНИОН, 2002. – 400 с.

49. ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] / ФГОС: офиц. сайт - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 16.01. 2022)

50. Шамов А. Н. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс: [учеб. пособие] / А. Н. Шамов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: МОСКВА: Восток-Запад, 2008. – 253 с.

51. Development of language skills: listening, speaking, listening and writing. Communicative competence in English [Электронный ресурс] / Oposinet: офиц. сайт - Режим доступа: https://www.oposinet.com/temario-primaria-ingles/temario-2-educacion-primaria-ingles/topic-3-development-of-language-skills-listening-speaking-listening-and-writing-communicative-competence-in-english/(дата обращения 04.01. 2022)

52. Listening comprehension in English language teaching [Электронный ресурс] / Bestreferat: офиц. сайт - Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-212548.html (дата обращения 04.01. 2022) 

53. The importance of listening and speaking [Электронный ресурс] / Евразийский научный журнал: офиц. сайт - Режим доступа: http://journalpro.ru/articles/the-importance-of-listening-and-speaking/(дата обращения 04.01. 2022)

54. Wilson J. J. How to teach listening. – England: Pearson Education Limited/ J.J. Wilson, 2008. – 192 с.

Итоговым экзаменом за курс основного общего образования в России является основной государственный экзамен (ОГЭ). Он предназначен для контроля знаний, полученных обучающимися за 9 лет, и для поступления в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Это одна из трёх форм Государственной итоговой аттестации  (ОГЭ — государственная итоговая аттестация в 9 классе; ЕГЭ — государственная итоговая аттестация в 11 классе; ГВЭ — письменные и устные экзамены в 9 и 11 классах для лиц с ограниченными возможностями здоровья). Порядок проведения ОГЭ определяется «Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
Сдача ОГЭ по английскому языку будет успешной, если сформирован надлежащий уровень коммуникативных навыков в четырёх видах речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо. При прослушивании аудиотекстов необходимо обращать внимание на следующие аспекты: внимательное чтение инструкции позволяет извлечь из неё всю полезную информацию; следует ставить задачу, выделять при аудировании ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы; при выборе ответа в заданиях необходимо основываться только на той информации, которая присутствует в тексте.