Принцип разделения властей как основной принцип правового государства
Введение
Функционирование правового государства в Российской Федерации невозможно без формирования результативной системы органов государственной власти, базирующейся на принципе разделения властей. В статье 10 Конституции РФ закреплен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную, судебную власть. Введение в действие принципа разделения властей в систему государственного устройства является критерием демократичности государства, признания его как правового. Государство может быть и не правовым, но это не означает, что в нем не действуют нормы права, так как без правового регламентирования общественных отношений не может быть самого государства. Поэтому данная тема актуальна на сегодняшний день и обусловлена большим интересом в современной науке и ее малой разработанностью.Степень научной изученности темы является высокой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Основы принципа разделения властей
1. Правовое государство и механизм разделения властей
2. Конституционный принцип разделения властей как основа организации деятельности органов государственной власти в Российской Федерации
Система построения государственной власти на основе принципа разделения властей
1. Законодательная власть
2. Исполнительная власть
3. Судебная власть
Заключение
Библиографический список
список
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. – № 11. – 16 марта.
О судебной системе Российской Федерации: Федер. конституц. Закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ: [принят Государственной Думой 23 декабря 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г.] в ред. от 08.12.2020 г. // Рос. газ. – 1996. – 31 дек.; 2020. – 12 дек.
О Правительстве Российской Федерации: Федер. конституц. закон от 06.11.2020 г. № 4-ФКЗ: [принят Государственной Думой 27 октября 2020 г., одобрен Советом Федерации 3 ноября 2020 г.] // Рос. газ. – 2020. – 6 нояб.
О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон от 22.12.2020 г. № 439-ФЗ: [принят Государственной Думой 9 декабря 2020 г., одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 г.]: в ред. Федер. закона от 01 апр. 2022 № 90-ФЗ // Рос. газ. – 2020. – 21 дек.; 2022. – 5 апр.
2. Научная и специальная литература
Андемиркан, Б.А. Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 г. как новый этап в развитии России / Б.А. Андемиркан // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – № 3. – С. 88-93.
Антонова, Е.А. Сущность, принципы и признаки правового государства / Е.А. Антонова // Научные достижения и открытия 2020. – 2020. – № 5. – С. 157-160.
Блинова, О.Г. Судебная власть в системе разделения властей / О.Г. Блинова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 5-4(57). – С. 11-13.
Бурцева, С.С. Место и роль судебной власти в системе органов государственной власти: сравнительно-правовой анализ на примере стран Азиатско-Тихоокеанского региона / С.С. Бурцева // Вопросы российского и международного права. – 2020. – Том 10. – № 4А. – С. 111-118
В общественном понимании правовое государство – это такой тип государства, власть которого базируется на праве, им сдерживается и через него воплощается. Однако данное представление, хоть и верное по содержанию, однако недостаточно для рационального осознания явления правового государства, который представляет сложный, многофакторный комплекс. В правовом государстве выделяют две основные части: свобода человека, наиболее полное снабжение его прав и ограничение правом государственной власти. Правовое государство – это форма объединения и деятельности государственной власти, строящаяся во взаимоотношениях с индивидами и их разными объединениями на базе норм права. Правовое государство – это государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также базовым правовым принципам, которые направлены на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подвластность деятельности верховных органов власти устойчивым законам или судебным решениям является главенствующим элементом конституционных политических режимов. Соблюдение предписаний права всеми его субъектами, в частности имеющими власть лицами или органами, называется законностью в российской юриспруденции и верховенством права в странах общего права. Стоит отметить, что в российском правоведении также имеется термин верховенство закона, под которым понимается подчиненность закону всех подзаконных актов. Главенство закона является одним из основных элементов правового государства.