Воспитание национальной культуры у дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
В «Концепция развития системы дошкольного образования» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жи
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………….…………………....3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания отношение национальной культуры у дошкольников…………………………………………………6
1.1 Сущность патриотического воспитания дошкольников: цель, задачи принципы………6
1.2 Возрастные особенности дошкольников…………………………………………10
1.3 Национальная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………12
Глава 2. Педагогическое исследование воспитания у дошкольников национальной культуры……………………………………………………………………24
2.1 Характеристика состояния работы по воспитанию национальной культуры в условиях ДОО………………………………………………………………………………………24
2.2 Программа формирования ценностного отношения к культуре русского народа у дошкольников в процессе образовательной деятельности и анализ проведенной работы…31
2.3 Методические рекомендации для педагогов по воспитанию национальной культуры у дошкольников…………………………………………………………………......34
Заключение……………………….…………………………………………………….46
Список использованной литературы……………..…………….…………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] — М.: Омега — Л., 2016. — 134 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 05.01.2023).
3. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания детей [Текст] / Н.В. Адаева // Человек и образование. – 2017. – № 1. – С. 130-134.
4. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов / Б.Б. Айсмонтас. – М.: МГППУ, 2019. – 368 с.
5. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /С.А. Алиева // Начальная школа. – 2017. – № 9. — С. 17-20.
6. Алиева, С.Т. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.Т. Алиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2. С. 34-42
7. Асташова, Н.А. Аксиологические основы патриотического воспитания дошкольников [Текст] / Н.А. Асташова // Вестник Брянского государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 17-23
8. Афанасьева, К.С. Особенности патриотического воспитания старших дошкольников [Текст] / К.С. Афанасьева, М.Н. Апиш // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы II Международной научно–практической конференции. – 2016. – № 1 (2). – С. 411-414.
9. Безрукова, В.С. Энциклопедический словарь «Основы духовной культуры» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psyoffice.ru/slovar-s162.htm (дата обращения: 02.02.2023).
10. Верещагина, Н.И. Патриотизм как основа патриотической культуры дошкольников [Текст] / Н.И. Верещагина // Поволжский педагогический вестник. – 2016. – № 4. – С. 23-31.
11. Винникова, С.А. Воспитание гражданственности у старших дошкольников [Текст] / С.А. Винникова // Воспитание дошкольников. – 2018. – № 5. – С. 14–1
12. Вырщиков, А.Н. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания [Текст] / А.Н. Вырщиков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 26-30.
13. Горшкова, Е.А. Учет особенностей поведения старшего дошкольников в процессе обучения и воспитания [Текст] / Е.А. Горшкова // Начальная школа. – 2019. – № 1. – С. 10-15.
14. Елишев, С.О. Основы национальной политики [Электронный ресурс]. – URL: http://suzhdenia.ruspole.info/node/1188 (дата обращения: 21.02.2023).
15. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2020. – 1233 с.
16. Ивашкина, Н.А. Патриотическое во
Они не только развлекают детей, но и обогащают их новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать несчастьям других людей, воспитывают чуткое отношение ко всем живым существам и т.д., позволяют обогатить духовный мир ребенка.
Образное и поэтическое мышление народа близко детям, соответствует их представлениям о жизни природы и человека. Поэтому детям интересны и доступны многие народные песни, не созданные специально для них. Эмоциональное богатство песенной лексики, обилие нежных и коротких слов, искренность тона и мелодии заставляют детей говорить мягко и красиво и развивать чувство ритма. При умелом использовании народные песни становятся благодарным средством целенаправленного воздействия на эмоции и сознание детей, развития четких нравственных представлений и развития эстетического отношения к миру.
В былинах русский народ х