Конституционное регулирование статуса Президента России
Введение
Актуальность темы обусловлена традиционным вниманием исследователей к конституционному разделению органов власти в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации (далее – РФ) и делением на законодательную, судебную и исполнительную. Данным конституционным подходом обусловлена вся система классификации органов власти, и роль каждой из ветвей власти в функционировании общества. Из такого подхода следуют особенности конституционно-правового статуса Президента РФ. Государственная власть, являясь одним из основных признаков функционирования социума, длительное время является предметом научных исследований. Труды исследователей в этом направлении построены на разнообразных и многочисленных проявлениях власти. Необходимость данных исследований состоит не только в сборе информации, накапливаемой на протяжении длительного времени, но и в применении данной информации в различных областях исследований, в том числе, в юриспруденции.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Общие положения о конституционном статусе Президента Российской Федерации. 5
1.1 Президент Российской Федерации в системе органов власти. 5
Глава 2. Реализация конституционного статуса Президента Российской Федерации 16
2.1 Взаимодействие Президента Российской Федерации с другими федеральными органами власти. 16
2.2 Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. 26
1. Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Рос. газ. – 1993. – № 237 – 25 (декабря).
- О Конституционном Суде Российской Федерации [Текст]: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) // Рос. газ. – 1994. – № 138 139.
- О Правительстве Российской Федерации [Текст]: федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.11.2020.
- О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [Текст]: федеральный закон от 22.12.2014 № 427-ФЗ// Рос. газ. – 2014. – № 293.
- О судебной системе Российской Федерации [Текст]: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) // Рос. газ. – 1997. – № 3.
- Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собр. зак. РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
- О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст]: указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) // Рос. газ. – 2004. – № 50.
Критерием классификации органов государственной власти является и функциональное назначение органа, то есть характер задач, стоящих перед ним. Так, органы власти можно разделить на законодательные, исполнительные и судебные, а также часто выделяют органы контроля, к которым в России, например, относится прокуратура.[1]
Следует, однако, согласиться с тем, что приведенное деление осуществляется не столько в соответствии с функциональным назначением государственных органов, сколько в соответствии с принципом разделения властей[2].
В соответствии с классификацией по источнику финансирования государственные органы делятся на экономически состоятельные и бюджетные. В то же время представляется, что органы, осуществляющие деятельность по управлению государством, должны экономически не зависеть именно от источников негосударственного финансирования.
Классификация органов власти может быть поставлена в зависимость от сроков полномочий, государственные органы могут быть постоянные, создаваемые без ограничения срока полномочий (например, система арбитражных судов), и временные, создаваемые на определенный срок (в РФ, например, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта[3], которая была ликвидирована в связи с достижением целей – подготовкой Олимпийских игр 2014г.).
[1] Кравцова Е.А. О целесообразности выделения контрольно-надзорной ветви власти при формировании постиндустриального общества // Вестник Белгородского юридического института МВД России, № 2-1, 2014, С. 98-101.
[2] Осетров С.А. Разделение власти: испытание временем // Вестник Самарского государственного университета, № 11-1 (122), 2014, С. 155-163.
[3] Федеральный закон от 21.07.2014 № 210-ФЗ «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета, № 163, 23.07.2014.