Особенности эмоциональной сферы старших подростков
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональная сфера пронизывает всю психическую жизнь человека, являясь одним из ведущих факторов, определяющих субъективное качество бытия личности, характеризуя как индивидуальные, так и социальные процессы. Современная социальная среда с ее информационными перегрузками, нестабильностью, напряженным ритмом жизни, множеством путей самоопределения и конкуренции предъявляет новые требования к ресурсам эмоциональной сферы личности. Востребованными становятся такие характеристики эмоциональной сферы, как умение личности управлять своими эмоциональными состояниями и сохранять эмоциональную устойчивость для достижения успеха и решения жизненных задач.
Эмоциональная сфера играет важную роль в развитии личности. Но её нарушения вносят дисбаланс в личностное развитие, особенно в подростковом возрасте. Подростковый возраст зачастую характеризуют как переходный, критический и переломный период в жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии………………………………………………………………… 5
1.1 Эмоциональная сфера: понятие, сущность и значимость в развитии личности…………………………………………………... 5
1.2 Особенности эмоционального развития личности……………… 15
1.3 Особенности эмоциональной сферы старших подростков…….. 20
2 Методы изучения эмоциональной сферы старших подростков……….. 26
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список использованных источников……………………………………....... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Александрова Ю.В. Возрастная психология. М., 1999.
Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 2007.
Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. М., 2001.
Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007.
Валюте В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений Т.4 М., 2009.
Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. СПб., 2006.
Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПБ., 2001.
Додонов Е.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
Додонов Б.И. Информационные теории эмоции. М., 2008.
Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. М., 1991.
Изард К. Психология эмоций. СПб., 2009.
Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. СПб., 2008.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Ярославль, 1996.
Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб., 2004.
Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.
Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности. СПб., 2004.
Пинигин В.Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности. СПб., 2001.
Психология / под. ред. Б.А. Сосновского. М., 2008.
Психология эмоций. Тексты. М., 1993.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. М., 2008.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Учебно-методическое пособие. Минск, 1999.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1998.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1962.
Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты // Психологический журнал.
Долгие годы ученые противопоставляли эмоции и процессы, связанные с познанием окружающей действительности, считая эмоции явлением, доставшимся нам в наследство от далеких животных предков. На сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит не только субъективный компонент, т. е. отражение состояния человека, но и познавательный компонент – отражение объектов и явлений, имеющие определенное значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций – с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта. Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Обычно эмоции определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций [6].