Особенности эмоциональной сферы старших подростков

Скачать курсовую работу на тему: Особенности эмоциональной сферы старших подростков. В которой исследованы особенности эмоционального развития личности. Изучена эмоциональная сфера личности.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
10.07.2025
Объем файла
96 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональная сфера пронизывает всю психическую жизнь человека, являясь одним из ведущих факторов, определяющих субъективное качество бытия личности, характеризуя как индивидуальные, так и социальные процессы. Современная социальная среда с ее информационными перегрузками, нестабильностью, напряженным ритмом жизни, множеством путей самоопределения и конкуренции предъявляет новые требования к ресурсам эмоциональной сферы личности. Востребованными становятся такие характеристики эмоциональной сферы, как умение личности управлять своими эмоциональными состояниями и сохранять эмоциональную устойчивость для достижения успеха и решения жизненных задач.
Эмоциональная сфера играет важную роль в развитии личности. Но её нарушения вносят дисбаланс в личностное развитие, особенно в подростковом возрасте. Подростковый возраст зачастую характеризуют как переходный, критический и переломный период в жизни. 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии………………………………………………………………… 5
1.1 Эмоциональная сфера: понятие, сущность и значимость в развитии личности…………………………………………………... 5
1.2 Особенности эмоционального развития личности……………… 15
1.3 Особенности эмоциональной сферы старших подростков…….. 20
2 Методы изучения эмоциональной сферы старших подростков……….. 26
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список использованных источников……………………………………....... 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Александрова Ю.В. Возрастная психология. М., 1999.
Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 2007. 
Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. М., 2001.
Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007.
Валюте В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений Т.4 М., 2009.
Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. СПб., 2006.
Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПБ., 2001.
Додонов Е.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
Додонов Б.И. Информационные теории эмоции. М., 2008.
Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. М., 1991.
Изард К. Психология эмоций. СПб., 2009.
Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. СПб., 2008.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. Ярославль, 1996.
Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб., 2004.
Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.
Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности. СПб., 2004.
Пинигин В.Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности. СПб., 2001.
Психология / под. ред. Б.А. Сосновского. М., 2008.
Психология эмоций. Тексты. М., 1993.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. М., 2008.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Учебно-методическое пособие. Минск, 1999.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1998.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1962.
Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты // Психологический журнал.

Дол­гие го­ды уче­ные про­ти­во­по­став­ля­ли эмо­ции и про­цес­сы,  свя­зан­ные с по­зна­ни­ем окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти, счи­тая эмо­ции яв­ле­ни­ем, до­став­шим­ся нам в на­след­ство от да­ле­ких жи­вот­ных пред­ков. На       се­го­дняш­ний день об­ще­при­ня­то, что в струк­ту­ру эмо­ций вхо­дит не толь­ко субъ­ек­тив­ный ком­по­нент, т. е. от­ра­же­ние со­сто­я­ния че­ло­ве­ка, но и  по­зна­ва­тель­ный ком­по­нент – от­ра­же­ние объ­ек­тов и яв­ле­ний, име­ю­щие опре­де­лен­ное зна­че­ние для по­треб­но­стей, це­лей и мо­ти­вов че­ло­ве­ка, пе­ре­жи­ва­ю­ще­го эмо­ции. От­сю­да сле­ду­ет двой­ная обу­слов­лен­ность эмо­ций – с од­ной сто­ро­ны, по­треб­но­стя­ми че­ло­ве­ка, ко­то­рые опре­де­ля­ют его от­но­ше­ние к   объ­ек­ту эмо­ций, а с дру­гой – его спо­соб­но­стью от­ра­зить и по­нять опре­де­лен­ные свой­ства это­го объ­ек­та. Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Обычно эмоции определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на   индивид объектов и ситуаций [6].