Анализ системы действий судоводителей по обеспечению безопасности судна и членов экипажа при плавании в пиратоопасном районе
ВВЕДЕНИЕ
Одну из наиболее острых проблем для современного мореплавания представляет угроза пиратства и морского разбоя. По информации Международного центра по борьбе с пиратством, этим промыслом ныне занимаются более 100 крупных пиратских группировок. За последние годы пиратским нападениям подверглись суда и граждане 62 стран мира. Это происходило в прибрежных морях 56 стран.С середины ХХ века ИМО придает пристальное внимание проблеме борьбы с пиратством. Особенно ИМО активизировала свои действия после расцвета морского мошенничества в 70-х годах прошедшего столетия. После четырех лет последовательного увеличения общего количества зарегистрированных случаев пиратства и вооруженного разбоя в отношении судов во всем мире в 2011 году произошло его небольшое снижение. Так, в 2011 году: в мире было совершено 439 нападений на суда; было захвачено 45 судов и 802 члена экипажа; погибли 8 моряков.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 7
1 АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ БОРЬБУ С ПИРАТСТВОМ НА МОРЕ …… 9
1.1 Деятельность ООН направленная на борьбу с пиратством ….. 9
1.2 Требования основных документов ИМО по борьбе с пиратством и терроризмом ……………………………………………….. 14
1.3 Меры, предпринимаемые в РФ по борьбе с пиратством …….. 24
2 СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ НА МОРЕ ……………………………………………….. 27
2.1 Сущность, признаки, виды, формы и методы действий пиратов ……………………………………………………………………... 27
2.2 Пиратоопасные районы для судоходства ……………………... 31
2.3 Описание процесса пиратского нападения …………………… 37
2.4 Действия экипажа танкера “Moscow University” при нападении пиратов ………………………………………………………… 40
2.5 Условия обеспечения безопасности плавания в районах с повышенной опасностью пиратства ……………………………………
3 ДЕЙСТВИЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ ПРИ УГОРЗЕ НАПАДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПИРАТОВ И ТЕРРОРИСТОВ ………………………. 41
3.1 Угроза нападения современных пиратов и террористов …….. 45
3.2 Противодействие террористическим актам …………………... 47
3.3 Условия предупреждений атак и обеспечения безопасности судна современными средствами ……………………………………… 56
3.3.1 Организация наблюдения вахтенными по секторам ……… 56
3.3.2 Средства радиотехнического и радионаблюдения ……... 57
3.3.3 Судовая инфракрасная аппаратура ……………………. 58
3.3.4 Система телевизионного наблюдения ………………… 61
3.3.5 Ограничения доступа по судну ………………………... 61
3.3.6 Защита с использованием звуковой пушки ………………… 63
3.3.7 Вооруженная охрана судна ……………………………. 65
3.3.8 Защита с использование СВЧ пушки …………………. 68
3.3.9 Защита с использованием колючей проволоки ………. 69
3.3.10 Пеноводяная защита …………………………………... 70
3.3.11 Судовая система охранного оповещения ……………. 71
3.3.12 Радиоволновые детекторы движения ……………….. 73
3.3.13 Информация от АИС ………………………………..... 74
3.3.14 Обеспечение безопасности палуб …………………... 74
3.3.15 Применение скорости судна ………………………...... 74
3.3.16 Создание безопасного убежища – цитадели ………… 75
3.3.17 Подготовка одиночного судна к переходу морем …... 75
3.3.18 Подготовка судна к плаванию в составе конвоя ……. 79
4 РАСЧЕТ МЕР ОХРАНЫ "BLUEFIN" ОТ НАПАДЕНИЯ ПИРАТОВ 88
5 РАСЧЕТ АКТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТАНКЕРА "BLUEFIN" .. 92
6 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДНЕ ПРИ НАПАДАНИИ ПИРАТОВ …… 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………. 100
СПИСОК
1. Басанец Н.Г. Руководство для офицера по охране судна: Учеб. Пособие. / Н.Г. Басанец, С.А. Марков. – Одесса: Феникс, 2010. – 256 с.
2. Воробьев В.А. Международно-правовые проблемы ареста и задержания морских судов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: МГЮА, 2005. - С. 14.
3. Гуцуляк В.Н. Интервью // Морское право интернет-журнал: 2008. N 3. URL: http://www.sea-law.ru
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского слова: В 4 т. Т. 4: С – Я / Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – С. 754.
5. Дабнер Барри Харт. Современное пиратство // МЖМП. 1996. N 4.
6. Дмитриев В.И. Справочник капитана / В.И. Дмитриев, В.Л. Григорян, С.В. Козик, В.А. Никитин, Л.С. Рассукованый, Г.Г. Фадеев, Ю.В. Цитрик. Под общей редакцией В. И. Дмитриева. – СПб.: Элмор, 2009. – 816 с.
7. Документы ИМО: MSC/Circ.622/Rev.1 Recommendations to governments for combating piracy and armed robbery against ships от 16.06.1999; MSC/Circ.623/Rev.3 Guidance to shipowners and ship operators, shipmasters and crews on preventing and suppressing acts of piracy and armed robbery against ships от 29 мая 2002 г. URL: http://www.imo.org, проверено 26.07.2009.
8. Зуйков О.Т., Ярышев С.Н., Переворзов В.В., Миронов В.А. Охрана судов и портовых средств в рамках Международного кодекса ОСПС: Учебное пособие. – Новороссийск: НГМА, 2004. – 296 с.
9. Каюмов А.Р. Современное пиратство: некоторые правовые и практические проблемы противодействия. Электронный ресурс, 2010. Сайт: http://www.juristlib.ru/book_7593.html
10. Кодекс практики расследования актов пиратства и вооруженных ограблений судов. – Cайтsea-library.ru
11. Котляр В.С. Пиратство в XIX веке // Международная жизнь. 2009. N 3. URL: http://www.ln.mid.ru/.
12. Лихачев А.В. Управление судном: Учебник для морских вузов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. – 504 с.
За последние 10 лет, 80% отмеченных в мире случаев нападений пиратов, происходили в пределах территориальных вод, в гаванях и на якорных стоянках, а не в открытом море, что не позволяло ООН и другим международным юридическим институтам вмешиваться в развитие событий. Морское пиратство – и в особенности ситуация в районе Сомали – впервые стало темой серьезного обсуждения Генеральной ассамблеи ООН 14 мая 2010 года в Нью-Йорке. Ранее этот вопрос в рамках ООН поднимал Совет Безопасности и другие органы, но он никогда не выносился на обсуждение всех её членов. ООН всегда держало в поле зрения свой многогранной деятельности проблему пиратства. Эти вопросы рассматривались на международных конференциях под эгидой ООН, ассамблеях ООН, заседаниях Совета Безопасности и других комитетах. ООН приняло ряд важнейших документов, направленных на борьбу с пиратством и морским разбоем.Так, заседавшая в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 года Конференция Объединенных Наций по вопросам морского права приняла специальные постановления как носящие общий характер декларации установленных принципов международного права, известные как Конвенция об открытом море.Слова «открытое море» означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства.