Изучение оптимизма как фактора адаптации вновь прибывших осужденных к условиям исправительного учреждения

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Изучение оптимизма как фактора адаптации вновь прибывших осужденных к условиям исправительного учреждения". В которой установлены взаимосвязи оптимистического взгляда на жизнь и адаптации вновь прибывших осужденных. Разработана тренинговая психокоррекционная программа для психологов УИС по работе с осужденными направленная на развитие оптимистического взгляда на жизнь.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
08.07.2025
Объем файла
161 Кб
Количество страниц
134
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4000 руб.
5000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность. Одна из современных тенденций развития психологической службы УИС - это повышение ее практической направленности. Изучение личности осужденных, разработка индивидуальных программ психологического сопровождения, адресное воздействие на «проблемные» сферы его личности с целью коррекции отклонений, а также профилактики проявления нарушений является основной практической составляющей деятельности психолога. Выявление психологом конкретных «мишеней воздействия», определяющих личностные, правовые и иные характеристики осужденных является вектором психологического сопровождения.
Адаптация к новым жизненным ситуациям является одной из важнейших функций личности каждого человека. Именно эта функция в местах лишения свободы претерпевает существенные изменения под воздействием негативных факторов, то есть человеку сложнее адаптироваться к жизни в местах лишения свободы, а после адаптироваться к нормальной жизни после освобождения. Ведь многие осужденные в период адаптации начинают испытывать повышенную настороженность эмоциональное напряжение, тоску, становятся беспокойными, гиперчувствительными. У осужденных происходит болезненная ломка ранее сформированных жизненных стереотипов, резко ограничивается удовлетворение привычных потребностей, остро переживается враждебность новой микросреды. И слабо сформирован оптимистический взгляд на жизнь, отсутствие способов (механизмов) оптимистического взгляда может являться причиной различных срывов, нарушение пр

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 5

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты организационного поведения личности 10

1.1 Проблемы оптимизма, его особенности и формирования оптимистического взгляда на жизнь 10

1.2 Факторы адаптации осужденных к условиям изоляции 18

Глава 2 Методология и методы исследования оптимизма как фактора адаптации вновь прибывших осуждённых места лишения свободы 37

2.1 Концепция и план исследования 37

2.2 Выборка исследования 38

2.3 Методы исследования 41

2.4 Эмпирическое исследование позитивного мышления как фактора адаптации вновь прибывших осужденных 43

Глава 3 Психокоррекционная программа «Развитие оптимистического взгляда на жизнь» 49

3.1 Описание разрабатываемой программы 49

3.2 Технологическая карта тренингового модуля «Развитие оптимистичего взгляда на жизнь у вновь прибывших осужденных». 50

3.3 Результаты апробации программы «Развитие оптимистичего взгляда на жизнь у вновь прибывших осужденных» 73

Заключение 80

Список используемой литературы 85

Список используемой литературы

1. Balerca, V. Cadrul de dezvoltare a gândirii critice la școlarii mici prin valorificarea competențelor-cheie / V. Balercă // Deutsche Internationale Zeitschrift für Zeitgenössische Wissenschaft. – 2023. – No. 49. – P. 27-30. – DOI 10.5281/zenodo.7594778. – EDN ILSSWO.

2. Cucer, A. Abordări teoretice privind motivația pentru consilierea psihologică / A. Cucer, T. Hoidrag // Univers Pedagogic. – 2020. – No. 3(67). – P. 82-87. – DOI 10.5281/zenodo.3873057. – EDN DPRQIF.

3. Kapsalamova, E. D. The pozitive influence of interpersonal relations of athlete students in basketball / E. D. Kapsalamova // Вестник физической культуры и спорта. – 2021. – No. 2(28). – P. 79-82. – EDN TKPCRG.

4. Simkhovich, V. A. Social optimism as epiphenomenon of subjective assessment of Belarusian students' life quality / V. A. Simkhovich, D. I. Naumau // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. – 2021. – No. 3. – P. 93-103. – DOI 10.33581/2521-6821-2021-3-93-103. – EDN CMHANG.

5. Аванесов Г. А. Изменение условий содержания осужденных в процессе отбывания лишения свободы (прогрессивная система): монография / Г. А. Аванесов // Российский криминологический взгляд. – 2022. – № 1. – С. 26– 14.

6. Анкудинова О. В. Профессиональный стресс в системе служебной деятельности (на примере сотрудников МЧС). Мой выбор – наука! : сборник материалов VI Региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов, Барнаул, 17–27 апреля 2019 г. – Барнаул : Алтайский государственный университет, 2020. – С. 933– 36. 

7. Арскиева, З. А. Чувство юмора как важнейший компонент педагогического оптимизма / З. А. Арскиева // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 2(75). – С. 191-193. 

8. Аствацатуров, А. Е. Философия научного оптимизма в решении планетарных экологических проблем : специальность 09.00.08 "Философия науки и техники" : диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Аствацатуров Артем Ервандович. – Ростов-на-Дону, 2020. – 354 с. – EDN NNEMKR.

9. Бакулина, А. С. Социальный инфантилизм и позитивное мышление / А. С. Бакулина // Современные гуманитарные исследования. – 2021. – № 6(61). – С. 126-131. – EDN TLTTWJ.

10. Бодров В. Л. Психологический стресс: развитие и преодоление. Новости науки и техники. Серия: Медицина. Медицина катастроф. Служба медицины катастроф. – 2007. – № 1. – С. 273. 

11. Божков, О. Б. Две конференции: пессимистично и немного оптимизма / О. Б. Божков, С. Н. Игнатова // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2019. – № 3. – С. 42-43. – EDN SFPYRP.

12. Борисова, Е. И. Использование техник позитивного мышления в работе с осужденными-инвалидами / Е. И. Борисова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2020. – № 1(212). – С. 26-30. 

13. Быстрова Т. В. О повышении жизнестойкости осужденных с длительными сроками лишения свободы / Т. В. Быстрова, В. М. Поздняков // Прикладная юридическая психология. – 2017. – № 1(38). – С. 30–36.

14. Васецкая, Е. Н. Оптимизм как ресурс. Ресурсы оптимизма в старости / Е. Н. Васецкая // Горизонты зрелости : Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, Москва, 16–18 ноября 2015 года / Редакторы: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2021. – С. 548-551. – EDN VFLSRR.

15. Воротилина, А. А. Методы саморегуляции эмоций и мышления в позитивной психологии в процессе оказания психологической помощи студентам / А. А. Воротилина // Актуальные проблемы современной науки. – 2020. – № 3(71). – С. 136-138. – EDN QCQXBL.

16. Глебова, М. А. Экономический оптимизм, ожидания и счастье / М. А. Глебова // Социальные и экономические системы. – 2018. – № 6. – С. 5-19. 

17. Дубинина, Н. Г. Чувство юмора 

Проанализировав результаты корреляционного анализа — опросника на социализированность личности М. И. Рожкова, мы можем сделать вывод, что у оптимистов такие показатели, как «адаптация», «автономность», «социальная активность», «нравственность» сильнее развиты, чем у пессимистов, что связано с высокой адаптацией и преобладающим позитивным мышлением. Наиболее значимой связью у осужденных с позитивным мышлением и не обладающих позитивным мышлением является наличие такого показателя, как «нравственность» (k=0,37, при p<0,05).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что преобладание позитивного мышления способствует успешной социально– психологической адаптации. Для того чтобы, сформировать позитивное мышление, необходимо проводить мероприятия, направленные на развитие у осужденных способностей преодолевать встречающиеся на жизненном пути трудности, умение совладать со стрессовыми ситуациями. Использование просветительской работы, а также техник психокоррекционного воздействия позволит снизить пессимистическое мировоззрение. При этом тренинговая работа, должна быть ориентирована на повышение адаптационных возможностей осужденных, поддержание психологического здоровья, изменение ценностных ориентаций, стимулирование пр