Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия (на примере АО «РИК Плюс»)
ВВЕДЕНИЕ
В процессе своей деятельности каждая организация осуществляет множество финансовых, коммерческих и других операций как внутри предприятия, так и за его пределами. Она взаимодействует с частными лицами, другими предприятиями, государством и другими участниками экономического процесса. Для своей текущей производственной деятельности организации должны приобретать необходимые материальные ценности, организовывать процесс производства и продавать свою продукцию. В связи с этим у организации возникают широкие расчетные взаимоотношения с поставщиками материальных ресурсов, покупателями продукции, предприятиями, предоставляющими различные услуги, а также с банками и бюджетными органами.
Операции, как правило, осуществляются с использованием денежных средств, и все они могут быть объединены в одну категорию бухгалтерского учета - расчеты. Таким образом, расчеты можно определить как взаимодействие организации с другими участниками экономики на основе денежных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 6
1.1. Механизм образования дебиторской и кредиторской задолженности. 6
1.2. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности. 13
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ АО «РИК ПЛЮС». 28
2.1. Экономическая характеристика АО «РИК Плюс». 28
2.3. Пути управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия 45
- АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат». Офицальный сайт. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.agmk.uz/index.php/ru/ (дата обращения 15.04.2020)
- Богатырев С.Ю. Новые модели анализа отчетности организаций / С.Ю. Богатырев // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – № 3-4. – С. 124 – 137.
- Бутяев К.С. Отношения с клиентами как ресурс компании: отличительные особенности и перспективы / К.С. Бутяев // Международный бухгалтерский учет. – 2019. – № 7. – С. 801 - 810.
- Валинуров Т.Р., Трофимова Т.В. Специфика оценки дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия / Т.Р. Валинуров, Т.В. Трофимова // Международный бухгалтерский учет. – 2019. – № 7. – С. 12 - 23.
- Валинуров Т.Р., Трофимова Т.В. Специфика оценки дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия / Т.Р. Валинуров, Т.В. Трофимова // Международный бухгалтерский учет. – 2019. – № 3. – С. 38 - 40.
7. Генералов А.В., Гусева Н.М., Медведев Г.Б., Евсеев А.С., Бакулева В.П. Риски в управлении задолженностью в учреждениях / А.В. Генералов, Н.М. Гусева, Г.Б. Медведев, А.С. Евсеев, В.П. Бакулева // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2019. – № 10. – С. 55 - 63.
8. Горох Н. Анализ баланса // Российский бухгалтер: электрон.журн. – 2018. – № 7. 0 с. 58 – 64.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. От 12.05.2020). – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 29.03.2020)
10. Зарецкая В.Г. Оценка и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей с учетом фактора времени / В.Г. Зарецкая // Международный бухгалтерский учет. – 2020. – № 1. – С. 49 - 51.
11. Климова Н.В. Аналитические исследования в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью организации / Н.В. Климова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2019. – № 5. – С. 3 - 9.
12. Короткова М.В. Анализ и эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации / М.В. Короткова // Налоги и
налоговое планирование. – 2020. – № 8. – С. 11 - 18.
Аналитические процедуры, имеющие отношение к управлению дебиторской задолженностью, входят в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого контроля. Эффективная система управления включает:
1) качественный отбор покупателей;
2) определение оптимальных условий кредитования;
3) четкую процедуру предъявления претензий;
4) контроль за выполнением условий договоров;
5) регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объем у задолженности, срокам погашения и пр.;
6) соблюдение четкой процедуры оплаты счетов и получения
платежей;
7) ориентацию на большее число покупателей с целью уменьшения риска не уплаты одним или несколькими крупными покупателями;
8) контроль соотношения уровня дебиторской и кредиторской задолженности: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования;
9) использование договоров факторинга [20; с. 25].
В обобщенном виде изменения сумм дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный год характеризуются данными баланса. Обособленно раскрывается просроченная (не погашенная в сроки, установленные договором) задолженность по каждой группе дебиторской и кредиторской задолженности.