Разработка типового комплекса мероприятий по снятию судна проекта 1743 «Калитва» с мели судном спасателем «Спасатель Демидов»
Введение
Посадки судов на мель являются одним из распространенных и тяжелых видов аварий. Анализ причин гибели транспортных судов, по данным мировой аварийной статистики, показывает, что посадка на мель является наиболее частой причиной гибели судов, значительно превосходящей остальные и составляет около 32% от всех навигационных аварийных случаев.Опыт операций по сохранению судов, севших на мель, показывает, что часто неверные или нерешительные действия экипажа аварийного судна и подошедших в район аварии других судов, приводили к значительному ухудшению состояния судна, терпящего бедствие, и даже к его гибели, а иногда к посадке на мель и даже гибели судна-спасателя. В то же время грамотные и своевременные меры, предпринятые экипажем судна, севшего на мель, и судов-спасателей, приводили к спасению судов, гибель которых казалась неизбежной.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Введение
ПОСАДКА СУДНА НА МЕЛЬ
1 Причины посадки на мель
2 Меры по предотвращению посадки судна на мель
3 Действия экипажа при посадке судна на мель
3.1 Чек-лист действий экипажа при посадке судна на мель
Вывод по разделу 1
Глава 2. СПОСОБЫ СНЯТИЯ С МЕЛИ ПРИ ПОМОЩИ СУДНА «СПАСАТЕЛЯЬ ДЕМИДОВ»
1 Данные по судам
2 Буксирное устройство и его основные элементы буксирного устройства
3 Выбор способа для снятия с мели
Вывод по разделу 2
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОСАДКИ НА МЕЛЬ
1 Гидрометеорологические условия в данном районе плавания на момент снятия аварийного судна с мели
2 Влияние гидрометеорологической обстановки на выбор способа снятия судна с мели
3 Анализ влияние других факторов на выбор способа снятия судна с мели
Вывод по разделу 3
РАСЧЕТЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СНЯТИЯ СУДНА С МЕЛИ.
1 Подбор троса из расчетов характеристики снабжения
2 Сила реакции грунта
3 Применение рывка судном-спасателем
Вывод по разделу 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Адерихин И.В., Федоров С.Е., Сальников А.И. Дипломное проектирование, уч. пособие Альтаир-МГАВТ, 2008г.
Дмитриев В.И. Современные навигационные системы и безопасность судовождения/Дмитриев В.И, Форафонов В.И -М.:ИКЦ. Моркнига 2010 - 160 с.
Ермолаев Г.Г. Справочник капитана дальнего плавания./ Г.Г. Ермолаев.[и др.] – Москва: Транспорт, 1988. - 246 с.
Карапузов А.И. Маневрирование крупнотоннажных судов. / А.И. Кара-пузов, А.В. Миронов .– Новороссийск: НГМА, 2005.–152 с.
Шарлай Г. Н. Управление морским судном [Текст]: учебное пособие / Г. Н. Шарлай. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2011. - 543 с.
Юдин Ю.И. Синтез моделей механизма предвидения для экспертных систем, обеспечивающих безопасную эксплуатацию судна. Мурманск, МГТУ, 198 с., 2007.
Юдин Ю.И., Пашенцев С.В., Мартюк Г.И., Юдин А.Ю. Теоретические основы безопасных способов маневрирования при выполнении точечной швартовки. Мурманск, МГТУ, 152 с., 2009.
Лазерная система швартовки крупнотоннажных судов (ЛСШКС). Временные технико-эксплуатационные требования, № МФ-02-22/848-64, Москва, 2002.
Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974г. (СОЛАС-74).
Международный Кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС).
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), с поправками
Посадка на мель является аварией. Каждый аварийный случай имеет свои причины, но при анализе обстоятельств, обусловивших посадку на мель, можно выделить и наиболее общие причины.В районах, насыщенных средствами навигационного ограждения, посадки на мель происходят при утрате судоводителями контроля за движением своего судна на поворотах при неверной оценке или недостаточном знании маневренных характеристик судна таких как скорость, ходкость, управляемость, устойчивость на курсе и поворотливость, а также из-за ошибок в опознавании буев и других средств плавучего навигационного оборудования.В районах свободного маневрированием при посадке на грунт при подходе к берегу являются следствием несоблюдения безопасной скорости (МППСС-72 правило 6). При подходе к месту якорной стоянки или при входе в порт на повышенной скорости возникает дефицит времени для оценки обстановки, которая может измениться и значительно усложниться при необходимости расхождения с судами, выходящими из порта или находящимися на пересекающихся курсах. Например, в малоизученных районах в пределах 20-метровой изобаты могут быть значительно меньшие глубины или отдельные точечные подводные препятствия. Средства навигационных ограждений в виде буев, плавучих маяков, ограждающие отдельные препятствия, могут находиться на значительном расстоянии от самих препятствий, а изобаты на мелкомасштабных картах вблизи подводных препятствий могут быть не всегда соответствовать действительным глубинам. Для этого на судах в условиях малой глубины должен работать эхолот.