Роль семьи в воспитании ребёнка
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества приобретается в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Понятие семейного воспитания
1.2 Содержание воспитания
1.3 Методы и формы семейного воспитания
1.4 Педагогическая поддержка семьи
2 Практические методики диагностики семейного воспитания
2.1. Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова )
2.2 Методика «Стратегии семейного воспитания»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 1988.
2. Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 1985.
3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 1990.
4. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. — Киев, 1991.
5. Игошвв К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. — М., 1989.
6. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980.
7. Корчак Я. Как любить детей. — М., 1973.
8. Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.
9. Мантепчек Зденяк. Родители и дети. — М., 1992.
10. Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. — М., 1990.
11. Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971.
12. Никитин В.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.
13. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003.
14. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М., 1991.
15. Соловейчик СМ. Педагогика для всех. — М., 1987.
16. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977.
17. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. — Минск. 1962.
18. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. — М.. 1993.
19. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. — М., 1997
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д.Многие родители не знают, какие книги читают их дети, какие фильмы смотрят, какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей.Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость [14] .