Профессиональная идентичность студентов-психологов в контексте их самоотношения

Скачать курсовую работу на тему: "Профессиональная идентичность студентов-психологов в контексте их самоотношения". В которой рассмотрена специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в контексте его профессиональной идентичности. Проанализирован феномен самоотношения в психолого-педагогической литературе.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.07.2025
Объем файла
379 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. В современной психологической науке вопросы самоотношения и профессиональной идентичности студентов являются наиболее обсуждаемыми, поскольку становление на профессиональный путь требует понимания, принятия себя и своих индивидуально-психологических особенностей. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что, поступая или даже заканчивая ВУЗ молодые люди не всегда уверены в том, с какой профессией они хотят связать свою жизнь, а неуверенность в будущем и непонимание своей профессиональной идентичности отражается не только на профессиональном становлении студента, но и на его психологическом здоровье.
Выбор профессионального пути строится на представлениях личности о себе, своих возможностях, способностях, интересующих сферах деятельности и видении себя как специалиста одной из сфер профессиональной деятельности. Сегодня среди изменившихся условий профессионального выбора (возможности удаленного обучения и выполнения профессиональной деяте

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы изучения профессиональной идентичности студентов-психологов 8

1.1. Феномен профессиональной идентичности в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов и психологов 8

1.2. Психолого-педагогические особенности развития личности в юношеском возрасте 15

1.3. Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в контексте его профессиональной идентичности 22

1.4. Феномен самоотношения в психолого-педагогической литературе 30

Выводы по теоретической главе 37

Глава II. Эмпирическое исследование профессиональной идентичности студентов-психологов в контексте их самоотношения 39

2.1. Описание и обоснование методов исследования профессиональной идентичности студентов-психологов в контексте их самоотношения 39

2.2. Анализ и интерпретация эмпирически полученных результатов исследования особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов 50

Заключение 59

Список литературы 61

 

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. Вып. 2. Л.: ЛГУ, 1974. С. 3 – 5.

2. Быкова Е. А. Особенности профессионально важных качеств психолога // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. №. 3 (27). С. 112–119.

3. Ермолаева Е. П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Институт психологии РАН, 2008. 347 с.

4. Завалишина Д. Н. Способы идентификации человека с профессией / Психология субъекта профессиональной деятельности. М., Ярославль, 2001. С. 104 – 128.

5. Иванова H. Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. –2004. – Т.25. –№1. – С. 52-60.

6. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль, 2003. 132 с.

7. Кон И. С., Психология ранней юности / И. С. Кон — М.: Просвещение, 1989.– 212с. 

8. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 175 с

9. Малютина Т. В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты // Омский научный вестник. 2014. № 5 (132). С. 149 – 152

10. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

11. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. – 160 с.

12. Рябцева Ю. З. К вопросу об особенностях взаимосвязи самоотношения и профессиональной идентичности студентов различных направлений подготовки // Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория, методология, практика: матер. межд. науч.-практ. конф. емерово, 2020. С. 36 – 38.

13. Столин, В. В. Самосознани

Итак, в заключении предлагаю подвести вывод. Юношеский возраст – это определенный этап жизненного пути – учеба в школе, колледже, институте, создание семьи, выбор будущей профессии. Данному возрасту характерна рефлексия и самоанализ, а также эмоциональная возбудимость.
С возрастом, особенно возрастает волевая регуляция личности, также улучшается общий эмоциональный фон, склонность к обобщению собственных знаний о себе, а также потребность к систематизации.
При выборе профессии способность к сознательному поведению зависит от зрелости человека. Профессиональное самоопределение зависит от подготовки к выбору профессии и готовности личности к труду.
1.3. Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в контексте его профессиональной идентичностиПрофессиональная идентичность педагога-психолога - это многомерное, интегративное (личностно-групповое), социально-психологическое явление, представляющее