Эмоциональное отношение к предстоящему процессу обучения в школе дошкольников, имеющих старших братьев и сестер

Цель исследования: изучить особенности эмоционального отношения дошкольников к предстоящему обучению, имеющих старших братьев и сестер
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.08.2022
Объем файла
139 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Школьное обучение – один из наиболее серьёзных этапов в жизни ребёнка. В психологии вопрос перехода ребёнка-дошкольника из детского сада в школу, и связанному с этим понятию готовности ребёнка к школьному обучению, весьма актуален, и на протяжении многих лет постоянно возникает в работах как ученых-исследователей, так и психологов-практиков. Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое как «готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка. Данный феномен включает три взаимосвязанных компонента: физическую, психологическую и педагогическую (или специальную) готовность. Важным элементом психологической готовности к школе является эмоциональная готовность (М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткина, М.Ю. Стожарова, и др.).
Значение эмоционального отношения ребенка к школе трудно переоценить, поскольку эффективность подготовки детей к школе определяет как успешность их обучения, так и все дальнейшее развитие личности ребенка и даже особенности его профессионального становления. Актуальность вопроса эмоционального отношения детей к предстоящему обучению в школе имеет значительный вес, особенно для детей, имеющих старших братьев и сестер, ведь на их примере дошколята формируют свое отношение к процессу обучения. Ребенок растет и развивается в определенной семейной среде. Количество времени и внимания, которое родители могут уделить детям, ограничено, поэтому чем больше братьев и сестер у ребенка, тем меньше информации он будет получать лично от папы и мамы. В зарубежной психологии одним из основных направлений исследований является изучение индивидуальных особенностей развития ребенка на основе информации о его порядке рождения в семье. 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ, ИМЕЮЩИХ СТАРШИХ БРАТЬЕВ И СЕСТЁР…. 6

1.1Содержание понятия «эмоциональной сфера»………………………….........6

1.2 Особенности проявления эмоционального отношения к обучению в школе у дошкольников, имеющих старших братьев и сестёр……………………...…9

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………….13

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ, ИМЕЮЩИХ СТАРШИХ БРАТЬЕВ И СЕСТЁР……………………14

2.1 Методы и организация эмпирического исследования……………………..14

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………..29

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильина М. Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. СПб., 1998. 

2. Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001.

3. Анисимов, В. П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития [Текст] / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. – С. 13-17. 

4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2000. – 218 с. 

5. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. – М.: Академия, 2007. – 238 с. 

6. Валеев, А. Б. Идея саморегуляции: ее реализация в контексте свободного воспитания [Текст] / А. Б. Валеев // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12. – С. 17-20. 

7. Востриков, А. А. Эмоциональная саморегуляция и педагогическая психотерапия [Текст] / А. А. Востриков. – М. : МЕЗАППИ, 1998. – 28 с. 

8. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. – М. : Интер, 1996. – 544 с. 

9. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 310 с. 

10. Довгая, Н. А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации [Текст] /: Автореф. дисс. канд. Псих. Наук : 19.00.13 / Н. А. Довгая: С. – Петербургский гос. ун-т. – СПб. 2012. – 44с. 

11. Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли [Текст] / В. Е. Дружинин. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 96с. 

12. Ежкова, Н. С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимодействия: монография [Текст] / Н. С. 

Ежкова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. – 159 с. 

13. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : 

1985. – 198 с. 

17. Изард, К. Э. Психология эмоции [Текст] / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2000. – 280 с. 

18. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика [Текст] / Е. К. Изотова. – М. : Академия, 2004. – 235 с. 

19. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 164 с. 

20. Ильина, С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [Текст] / : Автореф. дисс. канд. псих. наук : 19.00.13 / С. В. Ильина; Курск. госуд. ун-т. – Курск, 2009. – 40 с. 

21. Кадобнова, И. В. Искусство слышать: программа [Текст] / И. В. Кадобнова. – М. - : Радуница, 2004. – 180 с. 

22. Коротаева, Е.В. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста в ДОУ [Текст] / Е. В. Коротаева // Журнал воспитатель ДОУ. – 2012. - № 10. – с. 100.  

23. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] учеб. пособие для студентов высших учебных заведений  / А. Д. Кошелева. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с. 

24. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1983. – 320 с. 

25. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М. : Генезис, 2010. – 192 с.

31. Нгуен, М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника [Текст] / М. А. Нгуен // Ребенок в детском саду. 2008. № 1. С. 83-85. 

32. Полянская, Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / Т. Б. Полянская. – СПб. : ООО Детство-пресс, 2011. – 96 с. 

33. Погудкина, И. С. работа психолога с проблемными дошкольниками: цикл коррекционных занятий [Текст] / И. С. Погудкина. – М. : Книголюб, 2008. – 72 с.

34. Психология детства [Текст] : учебник / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Просвещение. 1990. – 494 с.

35. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1990. – 720 с.

36. Стрелкова, Л. П. Эмоциональный букварь от Ах до Ай-Яй-Яй [Текст] / Л. П. Стрелкова. – М. : Интерпракс, 2005. – 205 с.

37. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. В. Хабарова. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 200с.

38. Эльконин, Д. Б. избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М : Педагогика

39. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. – М.: Воронеж, 2000. – 256 с.

40. Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В.И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. конф.( Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. - С. 740-744. -

Таким образом можно сделать вывод о том, что проблема изучения и развития эмоциональной сферы ребенка является одной из актуальных в современной психолого-педагогической науке. Эмоции являются регулятором поведения, обеспечивают взаимодействие объекта с внешним миром и социумом. Особенность эмоций заключается в том, что они отражают мотивацию и реализацию, отвечающую этим мотивам в деятельности. Для ребенка дошкольного возраста старшие братья и сестры могут служить в будущем наглядным примером и ориентиром в ведущей деятельности, например, обучению в школе; так же старшие сиблинги оказывают влияние на эмоциональное восприятие младшего ребенка тех или иных событий, и сопутствуют формированию определенного отношения к различным событиям внешнего мира. Понимание индивидуальных особенностей человека строится на основе информации о его порядке рождения, несмотря на то, что два ребенка живут в одной семье и имеют общих родителей, социальное развитие будет различным. Семья- ячейка общества, которая всегда развивается, не стоит на месте, в ней появляются новые потребности, удовлетворение которых происходит в порядке очередности, в данном случае удовлетворение потребностей детей будет зависеть от порядка их рождения, в следствие чего вокруг каждого ребенка в семье формируется определенный эмоциональный микроклимат.