Состояние слоговой структуры слова у дошкольников при нарушениях звукопроизношения
Введение
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.В настоящее время развитие речи значительно продвинулось вперед. На основе психолингвистических анализов получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевых патологий (афазия,дизартрия, общее недоразвитие речи...).Среди различных речевых нарушений у дошкольников наиболее трудно поддающиеся коррекции такие особые проявления речевых патологий, как нарушения слоговой структуры слов.Этот дефицит речевого развития характеризуется затруднением произношения слов сложной слоговой конструкции (нарушение слогового порядка слов, пропуски или прибавления новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов является существенной проблемой для логопедической работы.
Оглавление
Оглавление
Введение
Глава. Подходы к проблеме формирования слоговой структуры слов у дошкольников
1. Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников
2. Специфика нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Глава. Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у дошкольников
1. Принципы взаимодействия учителя-логопеда, специалистов и воспитателей группы в рамках системы работы по формированию слоговой структуры слова
2. Формирование слоговой структуры слов дошкольников
Список использованной литературы
Приложение
Список использованной литературы
1.Агранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов». СПБ., изд. «Детство-пресс», 2004 г.
2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001
3. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
6 Голубева Г.Г. Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Логопед в детском саду.- 2007.- 3(18).
7. Епифанова О.В. Логопедия (уточнение и коррекция слоговой структуры слов). – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
8. Дефектологический словарь. М., 2000.
9. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. СПб, 1998.
10Есечко Л.Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в подготовительном классе М.,1991
11Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М, 1990.
12. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. М, 199.
13. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР. СПб, 1992.
14. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности кчтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.
15. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
16. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. ... канд. пед. наук. - М, 1963.
17. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
Слоговая структура слова–это расположение и связь слогов в слове. Лингвистические словари определяют слоги как фонетические и фонологические единицы, находящиеся между звуком и тактом речи. В совокупности ударных пиков слоги являются кратчайшими звеньями ритмического состава речи [8].Практика логопедов-учителей показывает, что коррекция звукопроизношения часто выходит на первый план в дошкольном возрасте и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, что является одной из причин дисграфиии, дислексии.Среди различных речевых нарушений у дошкольников наиболее трудно поддающиеся коррекции, такие особые проявления речевых патологий, как нарушения слоговой структуры слов. Этот дефицит речевого развития характеризуется затруднением произношения слов сложной слоговой конструкции (нарушение слогового порядка слов, пропуски или прибавления новых слогов или звуков) [10].Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляют при логопедических осмотрах у детей с общей дисгенезией речи, но могут встречаться и у детей, страдающих только фонетико-фонематической дисгенезией [7].