Формирования образа «Я» в юности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время личностно-ориентированный подход находится в центре не только психолого-педагогической науки , но и во главе современного образования в целом. Требования ФГОС акцентируют внимание на формировании развитой личности, которая обладает широким набором социальных компетенций. На наш взгляд, первой базовой ступенькой к личностному становлению , к «готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к формированию адекватной самооценки, пониманию смысла своей жизни, к индивидуальному ответственному поведению» ведет формирование позитивного образа Я. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможна без учета личностных особенностей учащихся. Мерилом действий и поведения личности является образ Я, на что указывают исследования многих психологов (В.В. Столин, B.C. Мухина, Л. Маслоу, И.И. Чеснокова, 3. Фрейд, А. Адлер, B.C. Мерлин, К. Роджерс и др.).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты «Образа Я» в юности………………………………6
1.1. «Образ Я» в отечественной и зарубежной психологии ……………………6
1.2. Психологические характеристики юношеского возраста………………………...9
2. Особенности факторов, влияющих на формирование «Образа Я» в юношеском возрасте…………………………………………………………………………...13
2.1. Условия и факторы, влияющие на формирование самосознание подростка в юности13
2.2. Самоопределение при формировании идентичности в юношеском возрасте22
Заключение30
Литература31
Список литературы
1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Ю.В. Андреева. Екатеринбург, 2014. - 174 с.
2. Бубнова И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции [Текст] / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – №1 (72). – С. 211–214.
3. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников [Текст] / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. СПб. : Питер 1-е издание, 2017. - 192 с.
4. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст]/ Л.С. Выготский // Психология развития и возрастная психология: хрестоматия / ред,-сост. Е.В. Гурова. М.: Изд-во МНЭГ1У, 2014. - 4.1. Проблемы развития психики. - 316 с.
5. Гайнанова, А.Р. Особенности становления я-концепции младших подростков [Текст] / А.Р. Гайнанова // Психология обучения. -2017. № 8. - С. 54-67.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2016. 384 с.
7. Каминская, Т.Ю. Роль мотивационного компонента «образа Я» в развитии самосознания школьников: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 [Текст] / Т.Ю. Каминская. М., 2015. - 29
8. Краковский А. П. О подростках. [Текст] / А. П. Краковский. М., 2015, с. 11—18
В психологии «Образ Я» понимается, как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я», который определяется отношением человека к самому себе и другим людям. Т.е. «Образ Я» вмещает всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а так же формы поведения, обусловленные знаниями, представлениями и оценками. В зарубежной и в отечестсвенной психологии с момента появления понятия «образ Я», оно рассматривалось, как особое психологическое образование в рамках самосознания. В исследовании можно выделить три направления: первое основывалось на выделении и изучении составляющих, структуры, содержания и поуровневого развития «образа Я»; второе- на изучение внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на развитие и становление «образа Я»; третье рассматривало развитие «образа Я» во временной динамике.Основателем изучения «Образа Я» принято считать У. Джеймса, который рассматривал «Я» как двойственное образование, совмещающее в себе Я- сознающее и Я как объект. Эти две стороны всегда существуют одновременно. Первая представляет собой чистый опыт, а вторая- содержание этого опыта. Я как объект включает в себя четыре аспекта: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые в свою очередь и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.