Особенности личностного самоопределения в подростковом возрасте
Введение
С понятием самоопределение личности раньше сталкиваться не приходилось. Недавно узнала, что этот термин включает такие понятия, как умение отстаивать свою точку зрения в ситуациях, отличающихся от общепринятых правил поведения. Суть понятия заключается в расстановке приоритетов, демонстрации собственных ценностей. О наличии самоопределении личности свидетельствует возможность пойти наперекор обществу или стереотипам, если они противоречат собственным представлениям о добре и зле.
Актуальность исследования личностного самоопределения подростков связана с тем, что подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, так как, не сформировав у себя личностные качества, необходимые для интеграции в социальную жизнь. Многие выпускники школ, зачастую, оказываются неспособными противостоять давлению агрессивной социальной среды, и становятся её жертвами, пополняя ряды асоциальных членов общества.
Подростки находятся в переходном периоде своего взросления, и как наиболее социально уязвленная группа общества чаще подвергаются негативному воздействию внешней окружающей среды, так как у них отсутствуют сформированные жизненные принципы и ценностно-нормативные ориентиры. Проблемы самоопределения подростков особенно резко обостряются в периоды социально-культурных трансформаций, политико-экономических кризисов, отличающихся стремительными изменениями привычных моделей жизнедеятельности.
Оглавление
Введение...........................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты личностного самоопределения старшеклассника...5
1.1 Особенности личностного самоопределения в психолого-педагогической литературе….…………...................................................................................................5
1.2 Критерии личностного самоопределения …………………………………......6
1.3 Развитие личности старших подростков………………………………………......17
Глава II. Экспериментальное исследования личностного самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………..25
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
..25
Заключение……………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………………38
Приложение
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, Раритет - 2007.
2. Анцупова, А. Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова.- М.: Наука, 1999.- 439 с.
3. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г.В. Бороздина. – М.: ИНФРА, 2001. – 295 с.
4. Бороздина, Г.В. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям Бороздина Г.В. Психология делового общения [Текст] /авт.-сост. М.Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. 175 с.
5. Бударина, А. В. Основы предпринимательской деятельности [Текст]: книга для учителя / А.В. Бударина, И.Б. Соловьева, А.Ф. Степина. – М.: Просвещение, 1998. – 188 с.
6. Волгин, В. В. Хочу стать индивидуальным предпринимателем [Текст]/ В.В. Волгин. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»,2002. – 76 с.
7. Волох, О. В. Статусные различия в оценке старшеклассниками своего коллектива. Вестник МГУ. Серия 14. Психология.-2006 г.
8. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 2008.
9. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии. – 2008 г.
10. Гребцова, В. Е. Менеджмент [Текст]: серия «Учебники, учебные пособия»./ В.Е. Гребцова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2000. – 288 с.
11. Дубровина, И. В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /– Екатеренбург: Деловая книга, 2006 г.
12. Захарова, А. В. Психология обучения старшеклассников / А.В.Захаров. - М., 2008 г.
13. Здравомыслов, А. Г., Ядов В.А. Отношение к труду молодых рабочих. // Социальные проблемы труда. – М., 2009 г.
14. Клинина, И. А. Анализ результатов конкурса «ПРОФориентир» / И. А. Ки-лина, Е.В. Понамарева // ОКО. – 2012. – № 4 (36). – С. 30-34.
15. Килина, И. А. Становление системы повышения квалификации педа-гогов Кемеровской области в сферах профориентации и постинтернатного сопровождения / И. А. Килина, Е.В. Понамарева // Профессиональное обра-зование в России и за рубежом. – 2013. – № 1 (9). – С. 34-37.
16. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
17. Климов, Е. А. Психология профессионала. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006.
18. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008.
19. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии / Л.М. Митина. - М.: 2008.
20. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Практикум [Текст]/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 2-е доп. и перераб. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 704 с.
21. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]/ К.К. Платонов. М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.
22. Пилипенко, Н. Н. Основы маркетинга [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Н. Пилипенко, Е.Л. Татарский. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 180 с.
23. Пряжникова, Е.Н. Профконсультация: планирование жизненного пут. / Е.Н. Пряжникова. - М., 2007
24. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006.
25. Пряжников, Н С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-10 классы) [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2006. – 218 с.
26. Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов [Текст] / М.Ю. Савченко. – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
27. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост [Текст]/ И.В. Стишенок.: - Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 141 с.
28. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
29. Тюшев Ю. Выбор профессии [Текст]: тренинг для подростков / Ю. Тюшев.: - СПб.: 2006. – 196 с.
30. Чистяков, Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. – Кемерово: КГУ, 2008.
С таким большим количеством интенсивных переживаний подростковый возраст также является важным периодом в эмоциональном развитии. Перепады настроения характерны для подросткового возраста. Хотя часто это объясняется гормонами, перепады настроения также можно понимать как логическую реакцию на социальные, физические и когнитивные изменения, с которыми сталкиваются подростки, и часто возникает борьба с проблемами самооценки. Когда люди ищут идентичность, они сталкиваются с проблемой соответствия того, кем они хотят стать, тому, что является социально желательным. В этом контексте подростки часто демонстрируют странное или противоречивое поведение. Подростки чаще идут на риск, чем взрослые. Теория принятия поведенческих решений предполагает, что как подростки, так и взрослые взвешивают потенциальные выгоды и последствия того или иного действия. Однако подростки, по-видимому, придают большее значение вознаграждениям, особенно социальным вознаграждениям, чем взрослые. Поиск идентичности, беспокойство подростков о том, нормальны ли они, переменчивое настроение и низкая самооценка - все это вместе приводит к диким колебаниям поведения.