Тушение пожаров на авиатранспорте и в аэропортах
ВВЕДЕНИЕ
Воздушный транспорт позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Ежегодно во всем мире им пользуются более сотни миллионов человек. Надежность и безопасность авиации улучшается постоянно. Внедряются современные защиты при аварии на воздушном транспорте, включающие системы досмотра пассажиров и багажа в аэропортах, осмотр судна перед вылетом, тесное взаимодействие с метеослужбами, наличие и соблюдение четкого регламента при управлении самолетом.
Несмотря на то, что обеспечению безопасности полета в авиации уделяется первоочередное значение, аварии различной степени тяжести продолжают происходить. Что может вызвать авиационную катастрофу, есть ли шанс выжить в ней и какие действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте будут способствовать этому, проведение ликвидации и анализ рассмотрим в данной выпускной квалификационной работе.
Актуальность выпускной квалификационной работы является: в данном случае определяется тем, что авиационные катастрофы ведут за собой
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ 6
1.1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций на воздушном транспорте и профилактические меры 6
1.2. Профилактические меры, как способ увеличения безопасности и уменьшения возникновения чрезвычайных ситуаций 10
1.3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций на воздушном транспорте 20
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА АЭРОПОРТА «БЕГИШЕВО» 26
2.1. Общая характеристика аэропорта «Бегишево» 26
2.2. Характеристика мер по обеспечению безопасности аэропорта «Бегишево» 32
2.3. Политика в области охраны труда и обеспечения безопасности полетов, общие правила безопасности 36
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ 44
3.1. Общий анализ чрезвычайных ситуаций на воздушном транспорте 44
3.2. Рекомендации по улучшению мер безопасности против возникновения чрезвычайных ситуации на воздушном транспорте…… 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ………….65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные материалы
1. Федеральный закон от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 8 января 1998г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации»
3. Федеральный закон № 69 - ФЗ от 21.12.1994 (ред. от 29.12.2022) «О пожарной безопасности».
4. Федеральный закон № 123 - ФЗ от 22.07.2008 (ред. от 14.07.2022) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
5. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 24.10.2022) “Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации”
6. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1998г. № 609 «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации»
7. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000г. № 303 «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации»
8. Приказ Минтранса России от 28.11.05 № 142 Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам»
Нормативные акты и правила
9. ГОСТ Р 55249-2012 Воздушный транспорт. Аэропорты.
10. ГОСТ Р 55249-2012 Воздушный транспорт. Аэропорты. Технические средства досмотра. Общие технические требования
11. ГОСТ Р 55584-2013 Воздушный транспорт. Обеспечение авиационной безопасности в аэропортах. Термины и определения.
12. Методические рекомендации по написанию выпускных квалификационных работ по специальности 20.02.04 «Пожарная Безопасность». Набережные Челны: ЧПОУ «Камский технико-экономический колледж» 2021.
Однотомные издания
13. Баранов А. М. Облака и безопасность полетов; Гидрометеоиздат - М., 2018. – 232 c.
14. Белов, С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник; Высшая школа; Издание 4-е, испр. и доп. - М., 2019. – 360 c.
15. Воздушная мощь России / Шунков В. – М.: Эксмо, 2018. – 240 c.
16. Воробьев В.Г., Зубков Б.В., Уриновский Б.Д. Технические средства и методы обеспечения безопасности полетов. М.: Транспорт, 2020. — 151 с.
17. Выпуск ВВС №6134. Сбор, анализ и представление информации о неисправностях авиационной техники. Методические указания. Люберцы, 13 ГНИИ МО РФ, 2019. – 109 с.
18. Горай В. Ф. Безопасность и защита населения в ЧС, - М.: НЦ ЭНАС, 2019. – 264 с.
19. Жигора Д. Загадки авиакатастроф. — М.: Литература, 2019. – 323 с.
20. Жулев В.И., Иванов В.С. Безопасность полетов летательных аппаратов. М.: Транспорт, 2021. — 224 с.
21. Зубков Б.В., Минаев Е.Р. Основы безопасности полетов. М.: Транспорт, 2019. — 143 с.
22. Зубков Б.В., Сакач Р.В., Костиков
Причины пугающего количества авиакатастроф очень похожи.
Упоминая человеческий фактор как причину катастрофы, как правило, подразумевается вина летчика, и, напрочь, забывается тот факт, что к человеческому фактору относятся и владельцы авиакомпаний, и чиновники, которые осуществляют отраслевой контроль.
В авиации люди работают на износ, и это одна из основных причин того, что происходит.
С пилотами ситуация аналогичная, прямые нарушения труда и отдыха. Персонал сокращают в целях экономии, соответственно нагрузка на оставшихся возрастает и это в работе, которая требует максимальной концентрации внимания, где все может решить доля секунды.
В сложных случаях все напрямую зависит от действий экипажа. Безнадежных случаев почти не бывает, ведь самолеты имеют альтернативные системы управления. Все кончено, если только воздушное судно взорвется и разлетится на куски. Летчикам доводилась сажать и горящие самолеты, и даже такие у которых крыло оторвало. Но если пилот устал, он может принять неверное решение, а от него в подобные моменты зав