Выявление лингвокультурологического компонента на уроке родного языка
ВВЕДЕНИЕ
Образование как одно из самых универсальных средств изменения глобальногомира играет важнейшую роль в развитии общества. Благодаря образованию сохраняется связь с далеким прошлым, происходит накопление жизненного опыта, культурных ценностей, знакомство с духовными и материальными достижениями человечества.
Современному обществу нужны образованные, предприимчивые, рационально думающие люди, которые в ситуации выбора на основе логического подхода, прогнозируя все возможные последствия, могут самостоятельно принимать ответственныерешения, а также отличаются высокими нравственными качествами, толерантностью, инициативностью и желанием учиться исовершенствоваться на протяжении всей жизни.
Речевая компетенция учащихся проявляется в способности осуществлять разные виды речевой деятельности. Лингвистическаякомпетенция учащихся определяется осознанным отношением к элементам теорииродного языка и умением пользоваться ими в процессе общения. Речь на всех уровняхязыковой системы долж
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
1 ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 4
1.1 Понятие и сущность лингвокультурологии 4
1.2 Основные принципы лингвокультурологии 9
1.3 Понятие языковой личности 11
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДНОМ ЯЗЫКЕ 17
2.1 Лингвокультурологический подход к обучению русского языка 17
2.2 Нравственно-этические принципы педагогической деятельности 20
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА 28
3.1 Место лингвокультурологической компетенции в современной школьной системе обучения родному языку 28
3.2 Методы и приемы формирования лингвокультурологической компетенции у школьников в процессе обучения русскому языку 37
3.3 Методические разработки по внедрениюлингвокультурологическогоподхода в школьный курс родного языка 39
3.4Методические рекомендации по формированию на современном этапе лингвокультурологической компетенции 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абыякая О. В. Мифологическая лексика русского языка в лингвокультурологическом аспекте и принципы ее лексикографического описания: Дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2003. – 240 с.
2.Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 214 с.
3.Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей – М., 2000.
4.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1979. – 424 с.
5.Белухин Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. – М.: МПСИ, 2007.
6.Богин Г.И. Концепция языковой личности: Автореф. дисс. ... д. филол. наук. – М., 1982.
7.Брагина Н.Г. Фрагмент лингвокультурологического лексикона (базовые понятия) // Фразеология в контексте культуры. – 1999.
8.Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе Е.А. Быстрова, Львова С.И., Капинос В.И. и др..; под. ред. Е.А. Быстровой. М., 2004.
9.Виноградов В.В. Язык как творчество [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: Просвещение, 1995. – 126 с.
10.Воробьев В.В. Лингвокультурологическая парадигма личности. – 1996.
11.Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. – 1997. 331 с.
12.Дедюкова М.В. Языковая личность в публицестическом дискурсе (на материале немецких журнальных текстов): автореф. на соиск. … канд. филол. наук [Текст] / М.В. Дедюкова. – М.: МГУ им. Ломоносова, 2010.
13.Дейкина А.Д., Янченко В. Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. 2011. № 6.
14.Елисеева Ю.Н. Принципы и ценности этики в педагогической деятельности / Ю. Н. Елисеева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 3 (107).
15.История этических учений / под ред. А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003.
16.Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – 2002.
17.Клоков В. Т. Основные направления лингвокультурологических исследований в рамках семиотического подхода // Тео
Одной из характерных тенденций современного этапа развития языкознания является детальная разработка проблемы человеческого фактора в речевой деятельности. Обращение лингвистов к антропоцентризму обусловлено признанием ведущей роли человека в процессах порождения и использования речи. В новой лингвистической парадигме на первый план выдвигается языковая личность. Она является тем объектом исследования, где сталкиваются интересы лингвистов, культурологов, социологов, философов. С точки зрения философии – «личность – общежитейский и научный термин [47].
Психологический аспект связан с изучением психических свойств. «Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, определяют нравственные его поступки»[29]. Главным предметом анализа в социологии является изучение личности в различных социальных системах[47].
В лингвистике термин «языковая личность» впервые употребил В.В. Виноградов, хотя представления об индивидуальном характере владения языком зародились в трудах В. Фон Гумбольдта и И.Г. Гердера, затем получили развитие в трудах Л. Вайсгербера, И.А. Бодуэна де Куртенэ, К. Фосслера и др. В отечественном языкознании – это труды Г.И. Богина, С.Г. Воркачева, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, К.Ф. Седова и др.
Приблизительно в это время известный американский языковед Эдвард Сепир в своем труде «Речь как черта личности» пытался выяснить, как отражаются в речи индивидуальные особенности человека.
Концепцию языковой личности, которая рассматривалась как – центральное понятие лингводидактики, предло