Практическое применение аис для повышения безопасности мореплавания на переходе в море
ВВЕДЕНИЕ
Все виды транспорта, особенно морского, должны уделять приоритетное внимание безопасности. В связи с огромными размерами судов, ростом скорости и интенсивности движения, а также сложными погодными условиями, в которых работает судоходство, вопрос безопасности на морских маршрутах продолжает оставаться приоритетным и чрезвычайным в современном судоходстве. В свете этого автоматическая идентификационная система (АИС) быстро привлекла внимание специалистов по навигационному оборудованию и безопасности, превратившись в основное навигационное оборудование, необходимое на большинстве видов судов. Подобно радарам или спутниковым навигационным системам, АИС вносит значительный вклад в безопасность навигации, несмотря на простоту использования и скромные размеры. Однако все заинтересованные лица, включая штурманов, радиосвязистов, пилотов, операторов судов и других береговых работников, должны иметь базовое понимание и подготовку по использованию АИС.
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ………………………………………………………………………… |
3 |
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ…………….. |
5 |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. |
8 |
1 АВТОМАТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА (АИС) ….. |
9 |
1.1 История развития…………………………………………………………….. |
10 |
1.2 Предназначение……………………………………………………………… |
11 |
1.3 Принцип действия…………………………………………………………… |
12 |
1.4 Передаваемая и принимаемая информация………………………………... |
17 |
1.5 Отображение информации АИС……………………………………………. |
19 |
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АИС НА СУДАХ МОРЕ И ПРИБРЕЖНЫХ ВОДОЕМАХ……………………………………….. |
26 |
2.1 Требования, стандарты и рекомендации…………………………………… |
26 |
2.2 Типы станций АИС………………………………………………………….. |
28 |
2.3 Эксплуатация универсального судового АИС – транспондера «Тритон - 92»…………………………………………………………………….. |
34 |
2.4 Использование АИС на судах………………………………………………. |
43 |
2.5 Использование АИС в береговых службах………………………………… |
49 |
3 ВЛИЯНИЕ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ……………………… |
58 |
3.1 Аварийность морского флота и проблемы безопасности судоходства…... |
58 |
3.2 Решение вопросов безопасного мореплавания при помощи АИС……….. |
62 |
3.3 Предложения по усовершенствованию АИС……………………………… |
65 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. |
68 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. |
70 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аварийность морского флота и проблемы безопасности судоходства. Кацман Ф.М., Ершов А.А., журнал «Транспорт Российской Федерации», Санкт-Петербург, 2006.
2. Временные Технико-эксплуатационные требования Росморфлота №МФ-02-22/848-62 к судовому оборудованию универсальной АИС (Класс А) (введены в действие с 15.03.2002 г.)
3. Инструкция МАМС по установке оборудования АИС на судах (проект)
4. Резолюция ИМО MSC [..](76) 'Рекомендации для защиты ОВЧ радиоканала АИС' (проект)
5. Резолюция ИМО MSC.74(69) Приложение 3. «Рекомендации по эксплуатационным требованиям к универсальной судовой системе автоматического опознавания (АИС)».
6.Резолюция IMO A.917(22) от 29 ноября 2001 г. «Руководство по эксплуатации АИС на судах».
7.Руководство Росморфлота по использованию АИС
8.Руководство МАМС по использования АИС (проект).
9. Рекомендации МСЭ-Р М.1371-1 «Технические характеристики универсальной судовой автоматической идентификационной системы (АИС), использующей множественный доступ с временным разделением в VHF полосе частот морской подвижной службы».
10. Резолюция ИМО MSC.74(69) Приложение 3 «Рекомендации по эксплуатационным требованиям к универсальной судовой АИС».
11. Стандарт МЭК 61993-2 Часть 2 «Судовое оборудование универсальной автоматической идентификационной системы (АИС) класса А. Технические и эксплуатационные требования, методы и требуемые результаты испытаний».
12. Стандарт МЭК IEC 62287 (технические и эксплуатационные требования к судовому оборудованию АИС для не конвенционных судов - АИС Класса Б) (проект).
В международном масштабе для навигационной системы АИС должен быть разработан сложный набор технических и эксплуатационных требований, соблюдение которых требуется по закону. Техническая и функциональная совместимость оборудования АИС, выпускаемого различными производителями и размещаемого на борту судов и в наземных службах по всему миру, может быть обеспечена только при наличии таких стандартов и правил. В 1997 году в Международный регламент радиосвязи были внесены поправки, включающие основополагающие критерии технических характеристик универсальных АИС, которые были созданы Специальной рабочей группой ИИКА по АИС (с декабря 1999 года). Рекомендация ITU-R M.1371, озаглавленная "Спецификации для универсальной бортовой АИС, использующей TDMA в морском мобильном диапазоне", была впервые разработана в 1998 году Международным союзом электросвязи (МСЭ). В этом документе изложены основополагающие спецификации для концепций проектирования, технологических особенностей, организации канала связи, содержания и формата информационных сообщений, а также режима обмена сообщениями универсального АИС. Стандарт IEC 61993-2, в котором изложены спецификации и процедуры испытаний технических характеристик технологии бортовых АИС, был создан Международной электротехнической комиссией (IEC) в период с 1999 по 2001 год