Проблема автокефалии русской церкви в контексте богословской полемики в XV-XVI вв

Скачать дипломную работу на тему: "Проблема автокефалии русской церкви в контексте богословской полемики в XV-XVI вв". В которой изучены основные особенности общения Русской Церкви с восточными Патриархатами во второй половине XV - XVI в. Проанализированы экклессиологические, канонические и исторические предпосылки учреждения Московской Патриархии.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.05.2025
Объем файла
125 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Непростое и поэтапное становление автокефалии Русской Православной Церкви было неизбежным. Автокефалия – это приобретение самостоятельности церкви, а так же возможность избрания собственных епископов. Автокефальная церковь имеет самостоятельный источник власти: её глава поставляется Поместным или Архиерейским собором этой церкви. Она независима в области административной и судебной деятельности. Автокефальная церковь сама приготовляет для себя святое миро, канонизирует своих святых, составляет чинопоследования и песнопения. Русская церковь на протяжении всей истории постоянно стремилось к независимости от Константинопольского Патриархата. В результате эту независимость церковь и приобрела. Главным содержанием исторического периода, начинающегося с XV века, является становление автокефалии Русской церкви и определение ее юридического статуса среди церквей христианского мира.
Исследование проблемы автокефалии Русской Церкви в контексте бого

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..7
Глава 1. Экклессиологические, канонические и исторические предпосылки учреждения автокефалии Русской Церкви………………12
§1.1 Богословские основания церковной автокефалии………………….…………12
§1.2 Канонические основания церковной автокефалии…………………..………..16
§1.3 Исторический опыт образования поместных православных церквей до середины XV в………………………………………………………………………...20
Глава 2. Генезис автокефалии Русской Церкви в XV - XVI вв………………………………………………………………………………………26
§2.1 Богословское обоснование автокефалии Русской Церкви в середине XV в………………………………………………………………………….……………..26
§2.2 Восприятие автокефалии Русской Церкви на Православном Востоке…..…..40
§2.3 Учреждение Московской Патриархии: экклессиологический аспект….……46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……………59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Архиеп. Филарет / История Русской Церкви в пяти периодах. // Репр. изд. — Москва: Изд-во Сретен. монастыря, 2001. — С. 840.
Асмус В.В. / прот. История Церкви: Курс лекций. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1998. — С. 49.
Барсов Т.В. Константинопольский патриарх и его власть над русскою церковью / [Соч.] Т. Барсова, э. орд. проф. Спб. духов. акад. - Санкт-Петербург : тип. П.А. Ремезова, 1878. – С. 578.
Белякова Е.В. / К истории учреждения автокефалии Русской церкви // Россия на путях централизации. М., 1982. – С. 152- 156.
Белякова Е.В. / Об одном источнике Жития митрополита Ионы //Архив русской истории. Вып. 2. М., 1992. – С. 171 -178.
Белякова Е.В. / Обоснование автокефалии в русских кормчих // Церковь в истории России. М., 2000. – С. 139 -161.
Библиотека литературы Древней Руси [Текст] / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997. – С. 583.
Блохин В. История поместных православных церквей / В. Блохин. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2004. – С. 245.
Богданов А. П. / Русские патриархи, 1589-1700 : В 2-х т. / А. П. Богданов. - Москва : ТЕРРА : Респ., 1999. – C. 495.
Болотов В. Лекции по историии древней Церкви / В. Болотов. – У 4-х т. – Т ІІІ: История Церкви в период Вселенских Соборов. Церковь и государство. Церковный строй. – М.: [б. в.], 1994. – С. 767.
Борисов Н. Церковные деятели средневековой Руси ХIIIXVІІ вв. / Н. Борисов. – М.: МГУ, 1988. – С. 200.
Васильев А.А. / История Византийской империи [Текст] : от начала Крестовых походов до падения Константинополя; вступит. ст., примеч., науч. ред. пер. с англ. яз. и именной указ. А. Г. Грушевого. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2013. – C. 581.
Голубинский Е.Е. (1834-1912) История русской церкви / [соч.], экстра.-орд. проф. Моск. духов. акад. - Москва: Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1880-1911.: Период второй. Московский: От на

Вселенские соборы, согласно учению церкви, непогрешимы. Их непогрешимость вытекает из догмата о непогрешимости церкви. Даже в древности церковное законодательство не ограничивалось рамками канонов, его развитие не прекратилось даже после формирования основного канонического корпуса.
В то же время законодательные акты, изданные верховной властью поместных церквей или епархиальными епископами, больше не имеют силы на церковном уровне. Их применение носит локальный характер, поэтому оно действует в рамках конкретных епархий или автокефальных церквей.
Что касается определения церковных территориальных границ в период Первого и Второго Вселенских соборов, то спорные вопросы решались по мере их поступления. Так, 9 правило Антиохийского собора (341 г.) уже вводит 43 нового термина «митрополия», указывая на следующий этап в формировании административно-территориального устройства Церк