Развитость внимания у людей среднего возраста в зависимости от пола

Объёмная курсовая работа, в которой изучены особенности развития внимания у людей среднего возраста, выявлены различия в развитости внимания между мужчинами и женщинами, сформулированы выводы и рекомендации по результатам исследования.
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
22.08.2022
Объем файла
395 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. Жизнь современного человека сопряжена с необходимостью воспринимать и перерабатывать большие объемы информации, важным в связи с этим является способность дифференцировать информацию, отделять  важную, существенную, от той, которая может быть проигнорирована.

Внимание является психическим процессом, который обязательно присутствует при познании человеком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания, человек выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития внимания у людей среднего возраста в зависимости от пола 6

1.1 Подходы к определению внимания в трудах зарубежных и отечественных психологов 6

1.2Особенности внимания у мужчин и женщин 16

Выводы по 1 главе 19

Глава 2. Эмпирическое  исследование  особенностей развития внимания у людей среднего возраста 21

2.1 Организация и методы исследования 21

2.2 Анализ результатов исследования 24

Выводы по 2 главе 38

Выводы и предложения 40

Список использованной литературы 42

Приложения 46

 

Список использованной литературы

  1. Бем, С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов = The lenses of gender. Transforming the debate on sexual inequality : [монография] / С.Л. Бем ; [пер. с англ. Д. Викторовой]. - М. : РОССПЭН, 2004 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 331, [1] с.
  2. Веккер, Л. М. Психические процессы. В 3 т. Т.З., - СПб.: Изд-во Ленинградского университета, 1981. — 325 с.
  3. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания  / Т. Н. Волкова. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2005. – 240 с.
  4. Выготский, Л. С. Психология  / Л.С. Выготский - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.
  5. Габдулина, Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие  / Л.И.Габдулина. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. - 50 с.
  6. Гаврина, С.Е. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь для детей 6 – 7 лет.  / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. — М.: «Росмэн–Пресс».- 24 с.
  7. Голдобина, О.А. Внимание, память: виды, характеристика и свойства; нарушения и их значение в клинической практике  / О.А. Голдобина – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2005. – 32 с.
  8. Джемс, У. Психология  / У. Джемс// Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991.-368 с.
  9. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов.– 3-е изд., испр. – М. : МПСИ : Флинта, 2002. – 371 с.
  10. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В.Дубровина, А.М.Прихожан.- М : Академия., 2003.-368 с.
  11. Ермолаева, М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения  / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого - социальный институт, 2000.-336 с.
  12. Иванова, М.В. Половые различия в способности к переключению зрительного внимания (ФМРТ-исследование)/ М.В. Иванова, С.В. Купцова, М.В. Иванова, А.Г. Петрушевский, О.Н. Федина, Л.А. Жаворонкова // Физиология человека. - 2015. - Т. 41. - № 6. - С. 49.
  13. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 428 с. 
  14. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. - 542 с.
  15. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие  / В. М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
  16. Комолов, О.Е. Гендерные особенности свойств внимания в период зрелости/ О.Е. Комолов-Режим доступа:  https://www.b17.ru/article/66725/
  17. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Издательство «Питер», 2009.-992с.
  18. Краткий психологический словарь [Электронный ресурс]: сл. /Ред.-сост. Л.А.Карпенко: Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2 изд.,расш.,испр.и доп. – Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998.- Режим доступа: http://shp.by.ru/psy/lit/psy_enc/txt/m48.shtm
  19. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность  / А. Н. Леонтьев. – М: Академия, 2004. - 121с.
  20. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р.Лурия. ? СПб.: Питер, 2004. - 320 с.
  21. Маклаков, А. Г. Общая психология  / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007 - 592 с.
  22. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений.  / Р.С.Немов //В 3-х кн-х. Кн.1 Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 573с.
  23. Осипова, А.А.Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет  / А.А.Осипова, Л.И. Малашинская.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104 с.
  24. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов  / Н. Н. Палагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
  25. Першина, Л. А. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов  / Л. А. Першина– М.: Академ. Проект, 2004. – 256 с.
  26. Практикум по возрастной психологии  / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Издательство «Речь», 2009. – 688 с.
  27. Психологический практикум. Внимание. Учеб. - метод. пос. / Л. И. Дементий, Н. В. Лейфрид / Под общ. ред. Л. И. Дементий. – Омск: ОмГУ, 2003. – 64 с.
  28. Психологический словарь  / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: АСТ,2007.– 480 с.
  29. Психология внимания / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я.: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся направлениям и специальной психологии – М.: ЧеРо, 2001. – 858 с.
  30. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. АА. Реана. - Москва : АСТ : Прайм, сор. 2015. - 656 с.
  31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии  / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2009 – 712 с.
  32. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. Пособие  / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
  33. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В.Сидоренко. – СПб., 2000. – 350с.
  34. Скрябина, А.А.  Сравнительная характеристика свойств внимания у мужчин и женщин в возрасте 20-25 лет / А.А. Скрябина // Международный студенческий научный вестник. - 2020. - № 1. - С. 21.
  35. Фаликман, М.В. Общая психология в 7-ми томах. Том 4: Внимание  / М.В. Фаликман // под ред. Б.С. Братуся. – М.: Академия, 2006. – 453 с.

М. К. Босый с соавторами нашли, что количество знаков, вычеркнутых за одну минуту в корректурной пробе Анфимова, больше у женщин, чем у мужчин. По данным Л. Н. Фоменко, женщины выполняют тест корректурной пробы несколько быстрее, но менее точно, чем мужчины. Большинство женщин могут увеличивать темп работы с корректурными таблицами без изменения точности. Увеличение же темпа у мужчин вызывает снижение точности [13].

В возрасте от 22 до 33 лет существенных различий между мужчинами и женщинами в концентрации и устойчивости внимания не обнаружено. В заданиях, где нужно быстро воспринимать детали и часто переключать внимание, женщины показывают большую эффективность, чем мужчины. Это подтвердило и исследование, проведенное петербургскими психологами. Кроме того, у женщин  выше были и другие характеристики внимания: избирательность, устойчивость, объем [13].

Однако есть и отличные данные.  Так,  согласно исследованиям А.А. Скрябиной [34], О.Е. Комолова [16] концентрация и устойчивость внимания у мужчин и женщин  зрелого возраста развита в равной степени. Это свидетельствует о том, что половой признак не является критерием в различии свойств внимания. В ранней молодости идет одинаковое развитие у мужчин и женщин концентрированности внимания и сосредоточенности на объекте, не наблюдаются значительные различия по скорости и качеству выполнения работы .