Государственное регулирование цифровизации экономики

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Государственное регулирование цифровизации экономики". В которой проведен анализ практики государственного регулирования цифровизации экономики и цифрового управления на примее Минцифры России; Обоснованы пути совершенствования государственного регулирования цифровизации экономики.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
03.05.2025
Объем файла
9593 Кб
Количество страниц
94
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3920 руб.
4900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. В настоящее время цифровизация экономики становится все более актуальной и необходимой для развития страны. Однако, вместе с этим, возникают и проблемы, связанные с государственным регулированием этого процесса. Именно поэтому исследование на выбренную тему является крайне актуальным и важным.
Первая проблема, с которой сталкивается Российская Федерация в регулировании цифровой экономики, это отсутствие единой стратегии развития. Это приводит к фрагментации рынка и неравномерному развитию отдельных секторов. В связи с этим, необходимо провести исследование и разработать единую стратегию развития цифровой экономики, которая бы учитывала все особенности и потребности отдельных секторов.
Вторая проблема связана с отсутствием единой правовой базы для регулирования цифровой экономики, что приводит к неопределенности в правовых вопросах и затрудняет развитие инноваций. Необходимо провести исследование и разр

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цифровизации в России 7

1.1  Понятие, сущность и история развития цифровизации 7

1.2  Электронное правительство и цифровые технологии как основа цифровизации в системе государственного регулирования 16

1.3 Правовое регулирование цифровизации в России 30

Глава 2. Анализ практики государственного регулирования цифровизации на примере цифрового управления в Минцифры России 41

2.1  Характеристика цифровизации и цифрового управления в Мин-цифры России 41

2.2  Использование и регулирование цифровизации в деятельности Минцифры России 49

2.3 Оценка эффективности цифрового управления в Минцифры России 60

Глава 3. Пути совершенствования государственного управления цифровиза-цией в Российской Федерации 68

3.1  Проблемы регулирования цифровой экономики 68

3.2  Совершенствование государственного регулирования цифровой экономики 79

Заключение 90

Список источников и литературы 94

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Федеральный конституционный закон РФ от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 45. – Ст. 7061.

3. Федеральный закон РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. – 2006. – №19. – Ст. 2060.

4. Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)// Собрание законодательства РФ. – 2010. –  №31. –  Ст. 4179.

5. Указ Президента РФ от 15.05.2018 №215 (ред. от 21.01.2023) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 21. – Ст. 2198.

6. Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»// Собрание законодательства РФ. – 2017. –№20. – Ст. 2901.

7. Указ Президента РФ от 17.04.2017 №171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций»// Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 17. – Ст. 2545.

8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»// Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2023.

9. Постановление Правительства РФ от 07.09.2018 № 1065 (ред. от 06.12.2021) «О Правительственной комиссии по цифровому развитию, ис-пользованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской дея-тельности»// Собрание законодательства РФ. – 2018. – №38. – Ст. 5846.

10. Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 839 (ред. от 20.11.2018) «О федеральной государственной информационной системе "Федеральный ситуационный центр электронного правительства" и внесении изменений в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия»// Собрание законодательства РФ. –  2017. – №30. –  Ст. 4672.

11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 25.01.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»// Собрание законодательства РФ. – 2014. – №18 (Часть 2). – Ст. 2159.

12. Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 № 903 (ред. от 22.04.2020) «О федеральной целевой программе "Развитие единой государ-ственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)»// Собрание законодательства РФ. – 2013. – №42. – Ст. 5364.

13. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 289 (ред. от 19.06.2019) «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования»//Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 17. – Ст. 1963.

14. Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 (ред. от 09.02.2022) «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»// Собрание законодательства РФ. – 2011. – №24. –  Ст. 3503.

15. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 №697 (ред. от 24.06.2021) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»// Собрание законодательства РФ. – 2010. –  №38. – Ст. 4823.

16. Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 № 431-р (ред. от 07.06.2021) «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Ми-нистерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года»// Собрание законодательства РФ. – 2021. – №10. –  Ст. 1634.

17. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2019 №3074-р «Кон-цепция создания цифровой аналитической платформы»// Собрание законодательства РФ. – 2019. – №52 (часть 2). – Ст. 8054.

18. Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 № 1189-р (ред. от 14.05.2023) «Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорож-ную карту") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы»// Собрание 

Причины неудобства системы дистанционного оказания государствен-ных услуг могут быть многочисленными, однако зачастую локализуются в тривиальной и, одновременно, крайне тяжело разрешимой задаче обеспече-ния всеобщего доступа к Интернету, расширение числа активных пользова-телей цифровыми технологиями. Соответствующие проблемы должны ре-шаться как в части физической доступности Интернета и средств мобильных коммуникаций, так и в части цифровых компетенций населения для успешного использования коммуникационных благ цивилизации. Причем, именно Минцифры России является субъектом, фактически уполномоченным решать соответствующие вопросы, связанные с информатизацией населения и развитием цифровых компетенций.
Принципиально важный вопрос, заключается в обеспечении инте-гральной доступности электронных публичных сервисов (государственных и муниципальных услуг), рассчитанных на граждан. И здесь представляется целесообразным смотреть на проблему широко – с учетом фактической до-ступности коммуникационных технологий и оборудования, а также навыков, позволяющих ими воспользоваться. К сожалению, по обоим аспектам можно констатировать наличие проблем и противоречий. 
Так, несмотря на то, что Российская Федерация находится в числе глобальных лидеров по развитию и ценовой доступности широкополосного доступа в Интернет , фактическое число активных пользователей Интернета сравнительно невелико – оно составляет, по оценкам, порядка 35-40% от трудоспособного взрослого населения страны, т.е. основного контингента получателей государственных услуг – физических лиц, в то время как на Западе данный показатель близок к 90%, в Китае он составляет порядка 55% . 
Более оптимистичные данные, озвучиваемые отдельными исследователями , следует воспринимать, на наш взгляд, критически – доступ в Интернет относительно дешев лишь в европейской части России, а стоимость оборудования для доступа к нему достаточно велика в сопоставлении с реальными располагаемыми доходами населения в глубинке. 
Аналогичное может быть сказано и в отношении мобильного доступа в Интернет – удельный вес взрослых россиян, которые располагают смартфонами с операционными системами, на которых могут относительно оптимально работать мобильные приложения – электронные сервисы государственных услуг, не превышает 35% от общей численности. И даже те, кто располагает оборудованием и доступом в Интернет