Право граждан на свободу собраний конституционно-правовые аспекты
Введение
Актуальность темы. Современный этап развития российского государства остро ставит перед юридической наукой задачу всестороннего изучения процессов широкой демократизации современного общества. Эти процессы должны проходить при непосредственном активном участии воле изъявляющих граждан России, в том числе посредством проведения массовых мероприятий – собраний, шествий и пикетирования, именуемых в международно-правовых документах «свободой собраний» или «мирными собраниями»В современных условиях развития России свобода собраний является значимым и важным элементом жизни общества, одной из форм непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Это политическое право должно выступать средством прямой и обратной связи между гражданами, их общественными объединениями, с одной стороны, и государством в лице органов власти, с другой. Власть и народ должны слышать друг друга.
Содержание
Введение
Глава 1. Право на проведение собраний в системе конституционных прав и свобод
1Свобода мирных собраний в российском законодательстве
2Конституционное право на проведение собраний
Глава 2. Конституционно - правовые аспекты организации и проведения публичных собраний
1 Система организации публичных собраний в Российской Федерации
2 Некоторые проблемы реализации права граждан на собрания
Заключение
Список использованных источников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно – правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российской газете от 4 июля 2020 г. № 144;
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения 15.11.2022);
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения 15.11.2022);
Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения 15.11.2022);
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения 15.11.2022);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1;
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС Гарант (дата обращения 20.11.2022);
Право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, ми-тинги и демонстрации, шествия и пикетирования в Российской Федерации приобрело конституционный статус и закреплено в данной формулировке в ст. 31 Конституции РФ, в то время как во многих других странах для закрепления этого права используются термины «свобода мирных собраний» или «свобода публичных мероприятий».Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, де-монстрациях, шествиях и пикетированиях» сразу указывает на открытость, всеобщую доступность и добровольность участия, при этом, безусловно, мирный характер. Следует отметить, что данные признаки также прямо следуют из Конституции РФ (статья 31).В перечень дополнительных возможностей входят - уведомительный характер действий, предполагающий предоставление регламента, плана действий с указанием ответственных лиц; согласование места проведения публичного мероприятия, при этом в помещении могут проводиться только собрания, остальные действия проводятся на открытом воздухе.В последние годы объем научных исследований в отношении права граждан на проведение публичных мероприятий значительно расширился и вышел за рамки только конституционного права . В зарубежной юридической науке также отмечается недостаточная изу-ченность конституционной свободы мирных собраний.