Обучение иноязычному аудированию посредством учебных подкастов
Введение
Обучению аудированию в методике преподавания иностранных языков придается большое значение, поскольку восприятие иноязычной речи на слух – процесс непростой, требующий от учащегося наибольшего внимания, а от учителя – поочередной подготовки к развитию этого вида речевой деятельности. Согласно ФГОС от 2021, современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет чтобы помочь ученикам успешно справиться с обучением, т.е. достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения [ФГОС, 2021]. Аудирование это сложный речемыслительный процесс, который заключается в восприятии и понимании иноязычной звучащей речи. Особое значение в условиях информатизации лингвистического образования имеет регулярное использование новых информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку.
Содержание
Введение …...…………..……………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы обучения иноязычному аудированию посредством учебных подкастов на среднем этапе в школе 7
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 7
1.2. Цели обучения аудированию на среднем этапе в школе 10
1.3. Учебные подкасты как средство развития умений аудирования 12
Выводы по первой главе ..……………..…………………………………….. 17
Глава II. Практические аспекты обучения иноязычному аудированию посредством учебных подкастов на среднем этапе в школе 19
2.1. Анализ учебно-методических комплектов по английскому языку в аспекте темы исследования 19
2.2. Алгоритм обучения аудированию посредством учебных подкастов на среднем этапе в школе 25
2.3. Ход, анализ, результаты пробного обучения. 27
Выводы по второй главе ..…………………………………………………… 33
Заключение ..………………………………………………………………….. 35
Список литературы …………………………………………………….…….. 37
Приложения ..…………………………………………………………………. 40
Список литературы
Библиография
1. Агафонова Л. И. Дидактико-методические особенности использования подкастов при обучении иностранному языку в вузе / Л. И. Агафонова, Ж. С. Аникина // Письма в Эмиссия. Оффлайн. – 2011.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». – 2009.
3. Гез Н.И. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе / Иностранные языки. 1981. № 5. с. 31.
4. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики // Иностранные языки в школе. 1989. № 2. С. 23–26.
5. Елухина Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления. – Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. – М. : Рус. яз. , 1991. – 25 с.
6. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку [Текст] / И.А. Зимняя – Москва: Просвещение, 1991. – 222 с.
7. Малушко Е. Ю. Критерии отбора подкастов для формирования иноязычной аудитивной компетенции у студентов вузов / Е. Ю. Малушко // Научные проблемы гуманитарных исследований. — Выпуск № 6. — 2011. — С. 146–152 8. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. — М. : Русский язык, 1977. — 214 с.
9. Салин, Б.С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку / Б.С. Салин // Современные проблемы науки и образования, 2010. – №4 – с. 91-93.
10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. С47 Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1; с. 260-266
11. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций [Текст]: пособие для студентов педвузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – с. 31.
В данном параграфе работы будет уточнено понятие аудирования с точки зрения теории речевой деятельности, будут рассмотрены механизмы аудирования, их виды и трудности.Термин «аудирование» происходит от латинского «аudire» – «слышать». В методической литературе аудирование понимается как один из видов речевой деятельности (в частности рецептивной), которому необходимо обучать, а также как способ формирования иноязычного общения [2,3,4].В данной работе будет использовано определение Колесниковой И.Л и Гальсковой Н.Д, которые рассматривают аудирование как рецептивный вид речевой деятельности, представляющий собой одновременное восприятие и понимание речи на слух [Колесникова, Долгина, 2008, c. 91; Гальскова, 2009, с.117]В отечественной методике выделяют четыре основных механизма аудирования, среди которых: речевой слух, память, вероятностное прогнозирование и механизм артикулирования [Соловова, 2002; Зимняя, 1991, с.222].Одним из важных механизмов является речевой слух, который обеспечивает восприятие устной речи и распознавание знакомых образов в потоке речи. Речевой слух делится на фонематический и интонационный.Фонематический слух отвечает за способность различать звуки речи и идентифицировать их с фонемами языка, а интонационный слух отвечает способность воспринимать на слух интонационные характеристики конкретного иностранного языка, отличные от родного.