Характеристики компонентов «Темной триады» у студентов медицинского университета с разными типами привязанности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Рассматривая личностные особенности, приводящие к нарушениям адаптации, Д. Полхус и К. Уильямс выделили три взаимосвязанные характеристики, составляющие симптомокомплекс, названный ими «темной триадой»: субклиническая психопатия, субклинический нарциссизм и маккиавеллизм (Д. Полхус и К. Уильямс, 2002).Выраженное проявление симптомокомплекса наблюдается в юношеском возрасте, в исследованиях, проведенных на выборке студентов, высокие показатели отмечаются у 30-50% исследуемых (Э.М. Ожгибесова, 2022, А.Э. Жлуктенко, 2022,О.А. Кондрашихина, 2020). Личностные свойства, относящиеся к «темной триаде», связаны с нарушениями в трех важнейших для юношеского возраста сферах: профессиональной деятельности, в близких, доверительных отношениях, а также в построении образа собственного Я (Д. Полхус и К. Уильямс, 2002).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ «ТЕМНОЙ ТРИАДЫ» ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ТИПОВ ПРИВЯЗАННОСТИ
1 Понятийный аппарат исследования
2 «Темная триада» в контексте диспозиционных личностных характеристик
3 Исследования типов привязанности
4 Возрастные особенности исследуемой выборки
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК КОМПОНЕНТОВ «ТЕМНОЙ ТРИАДЫ» У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРИВЯЗАННОСТИ………………………………….. 39
2.1 Организация эмпирического исследования: процедура и этапы, выборка…………………………………………………………………………...39
2.2 Методический аппарат исследования: методы исследования «темной триады» личностных характеристик и типов привязанности
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК КОМПОНЕНТОВ «ТЕМНОЙ ТРИАДЫ» У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРИВЯЗАННОСТИ50
3.1 О результатах проверки на надежность шкалы самооценки психопатии М. Левенсона50
3.2 Качественный анализ результатов, полученных в ходе исследования
3 Статистический анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ70
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абдиева Г.И. Возрастные особенности юношеского периода // Архивариус. 2021. №3 (57). С. 31-33.
Алмазова О.В. Особенности восприятия окружающего мира и образа я при разных типах привязанности к матери во взрослом возрасте // Психологическое благополучие современной семьи: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2016. С. 14-17.
Андреева И.Н., Липская О.П. Влияние субклинических черт матери на личностные особенности индивидов юношеского возраста // Вестник Полоцкого государственного университета. Педагогические науки. 2017. № 15. С. 88-97.
Атаджыкова Ю.А., Ениколопов С.Н. Развитие концепта психопатии в отечественной и зарубежной психологии (обзор литературы) // Психология. Психофизиология. 2015. №3. С. 77-86.
Барышнева С.В. Взаимосвязь представлений о детском опыте и характеристик партнерских отношений у молодых взрослых: дис. … канд. психол. наук: 030300.Санкт-Петербург, 2016. 88 с.
Бендас Т.В. Макиавеллизм и способы манипулирования студентов разной профессиональной подготовки: гендерный аспект // АНИ: педагогика и психология. 2016. №1 (14). С. 23-29.
Боулби Дж. Привязанность / пер. с англ.; общ. ред. и вступ. статья Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. Пер. с нем. М.: Когито-Центр, 2012. 316 с.
Бячкова Н.Б. Взаимодействие родителя и ребенка в связи со свойствами личности // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2020. № 1(4). С. 351-363.
Вальдман А.И. Вопросы определения надежности теста: по результатам исследования теста на нарциссизм // Управление образованием: теория и практика. 2013. №1 (9). С. 80-88.
Волкова Е.Е. Типы привязанности студентов и их успешность обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 123-128.
На данный момент нет единого определения понятия нарциссизм. Данный феномен начал изучаться в рамках психиатрии, как психическое расстройство, имеющее специфическую симптоматику, которая и в настоящее время описана в медицинских справочниках. C точки зрения данного подхода нарциссизм понимается как расстройство личности, проявляющееся в чувстве превосходства, величия и уникальности, потребности в постоянном восхищении от окружающих и низком уровне эмпатии [69]. В дальнейшем понятие нарциссизма расширилось и его описание появилось в разделах клинической психологии, где данный феномен рассматривался с точки зрения устойчивой личностной черты, проявляющейся в пределах психической нормы [20, 15].Первые работы по изучению нарциссизма связаны с З. Фрейдом, который понимал его как состояние, при котором вся энергия концентрируется личностью на самом себе. Описывая нарциссизм как клинический и как личностный феномен, Фрейд первым предложил рассматривать нарциссизм как этап нормального и естественного развития психики человека. [19].Далее развитие понятия нарциссизма связано с работами В. Райха, который подробно описал нарциссический характер, отнеся к нему такие черты как самоуверенность, оптимистичность, агрессивность и показал, что данные проявления грандиозности личности имеют компенсаторную функцию [49], а также с работами М. Балинта, который впервые описал причины и условия развития нарциссической личности, выражающиеся в дисгармоничных отношениях с родительской фигурой [19].