Исследование чувствительности к справедливости у подростков, вовлеченных в ситуацию буллинга

В курсовой работе осуществлён анализ теоретических материалов, посвящённых проблеме буллинга в подростковой среде, проанализирована эмпирическая информация о проблеме личностных особенностей участников буллинга
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
22.08.2022
Объем файла
55 Кб
Количество страниц
18
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

В подростковой среде проблема буллинга становится все более актуальной. Чаще всего подростки сталкиваются с данной проблемой в силу своего переходного возраста и неумения решать проблемы и разногласия социально одобряемым путем. Чаще всего подростки прибегают к такому роду издевательств и травли для расставления собственных границ и ролей в обществе. Такого рода издевательства можно сравнить с «дедовщиной» в тюрьме. Буллинг нередко сопровождается действиями насильственного характера, которые подразделяются на две формы, такие как: прямые и косвенные. За прямые насильственные действия принято считать (удары, толкания, пинки и т. д.), а также вербальное насилие (обзывания, обидные высказывания и т. д.), к видам косвенного насилия относятся распространение слухов, манипуляция, игнорирование и т. д.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧЕГО-ТО

1.1 БУЛЛИНГ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В НЕМ (АГРЕССОР, ЖЕРТВА, СВИДЕТЕЛИ).                    6

1.2 ИНДИВИДУАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен //Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – №. 3. – С. 149-159.
  2. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2009. – №. 105. – С. 159-165.
  3. Ермолова Т. В., Савицкая Н. В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) //Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4. – №. 1. – С. 65-90.
  4. Бушина Е. В., Муминова А. М. Адаптация русскоязычной версии опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» //Социальная психология и общество. – 2021. – Т. 12. – №. 2. – С. 197-216.
  5. Волкова И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение //Вестник Мининского университета. – 2016. – №. 2 (15). – С. 26.
  6. Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Залыгаева С. А. Учет половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга при планировании работы психолога по его профилактике //Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2019. – Т. 29. – С. 91-104.
  7. Haynie D. L. et al. Bullies, victims, and bully/victims: Distinct groups of at-risk youth //The Journal of Early Adolescence. – 2001. – Т. 21. – №. 1. – С. 29-49.
  8. Петросянц В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – №. 6. – С. 151-154.
  9. Макарова Е. А. Буллинг как психологическое явление, изучаемое в рамках виктимологии //Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2018. – №. 1 (27). – С. 72-75.
  10. Адамян А. А. Чувствительность к справедливости и ее последствия для личности //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – Т. 16. – №. 3.
  11. Макарова Ю. Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры //Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – Т. 6. – №. 5А. – С. 181.
  12. Жарова Д. В., Терех Е. Ю. Психологические особенности подросткового буллинга //Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2018. – №. 1 (19).
  13. Волкова Е. Н., Волкова И. В. Социально-психологические и личностные особенности подростков-свидетелей буллинга //Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – №. 4 (33). – С. 10.
  14. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. — СПб.: Питер, 2001. — С. 240—274.
  15. Аптикиева Л. Р. Буллинг как преморбид асоциальной направленности личности подростка //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – №. 2 (214)..
  16. Olweus D. Bullying at school: Long-term outcomes for the victims and an effective school-based intervention program // Aggressive behavior: Current perspectives / L.R. Huesmann, Ed. New York: Plenum Press, 1994. P. 97—130.
  17. Голубева С. А. Чувствительность к справедливости: формирование и развитие //Психолог и вызовы современного мира. – 2016. – С. 148-153.
  18. Адамян А. А. Чувствительность к справедливости и психологическое благополучие личности //АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. – 2017. – С. 260.
  19. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. “Униженность и оскорбленность” как черта личности: феноменологический анализ позиции жертвы // Социальная психология и общество. 2014. № 2. С. 13–26.
  20. Schmitt M., Baumert A., Gollwitzer M., Maes J. The Justice Sensitivity Inventory: Factorial validity, location in the personality facet space, demographic pattern, and normative data // Social Justice Research. 2010. Т. 23.

Для роли «обидчика» характерно высокое враждебное поведение. Такое поведение часто служит для достижения цели. Агрессивное поведение от обидчика чаще всего проявляется в сторону жертвы, но также бывает, что они проявляют агрессию к учителям и своим родным. Стоит отметить, что обидчикам требуется распоряжаться волей детей, они получают наслаждение от доминирования над сверстниками [7]. Обидчику свойственно демонстрировать грубость и манипуляторные действия в сторону жертвы.  В отличии от жертвы агрессоры чувствуют себя наиболее успешными наряду с остальными детьми и имеют высокую самооценку, у них возникают проблемы с формированием эмпатии к сверстникам.