Исследование ингушских названий одежды и ее частей на материале ингушских художественных произведений и фольклора
Введение
В последние годы в связи с изменением политической обстановки в регионе, с ростом этнического самосознания вайнахов, в обществе стал активно ощущаться заметный рост интереса их к своему культурному наследию, особенно традиционной самобытной одежде и ее функциональной направленности, а также познанию исторического прошлого своих предков и этнокультурных связей ингушей с народами Кавказа и России.
Традиционная одежда ингушей – один из основных элементов их материальной культуры, в которой отразились многовековая хозяйственная деятельность, культурные традиции, художественно-эстетические вкусы, мировоззрение, особенности этнокультурных контактов вайнахов. Вся история формирования ингушского традиционного костюма является синтезом кавказского этнокультурного мира. Костюм не только обязательный атрибут культуры, связанный с этническими и социальными категориями функционирования человеческого общества, но и полноценный исторический источник, несущий важную информацию о различн
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНГУШСКОГО ЯЗЫКА……………………………………….......7
1.1. История изучения ингушской отраслевой лексики…………………..........7
1.2.Лексика одежды и ее частей как объект изучения в отраслевой лексике..12
Выводы по главе 1………………………………………………………….........16
ГЛАВА 2. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП НАЗВАНИЙ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ И ГОЛОВНЫХ УБОРОВ В ИНГУШСКОМ ЯЗЫКЕ………......17
2.1. Лексико-семантическая группа «Названия одежды и ее частей»……......17
2.2. Лексико-семантическая группа «Названия обуви и головных уборов»...31
Выводы по главе 2…………………………………………………..........…..….42
Заключение…………………………………………………………….....………43
Список использованной литературы………………………………...…………45
Список использованной литературы
1. Алироев И. Ю. Названия одежды в нахских языках. – Грозный, 1970. – С. 82.
2. Аушева Э.А., Кульбужев М.А. Введение в иберийско-кавказское языкознание. – Назрань, 2021. – 188 с.
3. Албогачиева М. С.-Г. Одежда ингушей: история и современность / М. С.-Г. Албогачиева, З. У. Махмудова // Кавказ: перекресток культур. – Санкт-Петербург: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2015. – С. 192-219.
4. Абадиев И.У.13 адатов ингушского народа. – Назрань, 2013. – 111 с.
5. Агиева Л. Т. Традиционная одежда – составная часть материальной культуры ингушей // Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. – Магас, 2017. – № 2. – С. 112-125.
6. Барахоева Н. М., Кодзоев Н. Д., Хайров Б. А. Ингушско-русский и русско-ингушский словарь терминов. ГБУ «ИнгНИИ». – Магас, 2016. – 294 с.
7. Базоркин Идрис «Из тьмы веков». – Грозный. Чечено-Ингушское книжное издательство,1989. – 573 с.
8. Боков А.Х. Дилогия «Багровые зори» (Ц1ийенна сайре). – Грозный, 1981. – С. 95.
9. Богатырева П. Г. Функции национального костюма // Вопросы теории народного искусства. – М., 1971. – С. 300.
10. Виноградов В. В. Многовековая история этой страны / Российская академия общественных наук. язык Кафедра литературы и языковой коммуникации: Ученого совета «Ряд русского синтаксического языка». Институт искажения русского языка им. В. В. Виноградова. / В.В. Виноградов; под ред. лингвистов академика РАН Н.Ю. Шведова. – М.: РАН, 2009. – 1138 с.
11. Гарсаев Л. М. Одежда чеченцев и ингушей XIX – начала XX вв. –Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2005. – 260 с.
12. Галаева Л.Х. Фитономическая лексика ингушского языка. Дис. ... канд. филол. наук. – Магас, 2006. – 147 с.
13. Гарсаев Л. М. Одежда чеченцев и ингушей XIX – начала XX вв: специальность 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология»: диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Гарсаев Лейчий Магамедович. – Махачкала, 2010. – 309 с.
14. Галаев Х. Г1алг1ай литература (учебни хрестомати). Хрестоматия по ингушской литературе. – Саратов, 1997. – 232 с.
15. Гапурхаев Т. М. Традиционная мужская одежда ингушей // Образование и право. – 2022. – № 1. – С. 299-302.
16. Гапурхаев Т. М. Традиционная женская
Следует отметить, что ингушами с особой тщательностью и выразительностью украшался традиционный праздничный костюм, художественным специфическим приемом выделялась обрядовая одежда. Для последней использовались архаичные виды одежды, старинный крой, знаково-семантические элементы орнамента, символика цвета, что усиливало эмоциональное воздействие, подчеркивало исключительность события. В народном костюме ингушей цвет подчеркивал будничность или праздничность, выделял обрядовую одежду, являлся половозрастной характеристикой. Находясь в гармонии с окружающей природой, цвет являлся также образным языком, воздействовавшим на чувства и ощущения человека.
Женская одежда
В женской одежде ингушей наиболее ярко выступают специфические черты, отличающие ее от одежды других народов Северного Кавказа, и в отличие от мужской одежды она была наиболее разнообразной и интересной. Женские одежды отличались по роду занятий, сезону и классовой принадлежно