Понимание педагогами сельских школ проблемы буллинга среди старших подростков

Скачать курсовую работу на тему: Понимание педагогами сельских школ проблемы буллинга среди старших подростков. В которой исследовано понимание педагогами сельских школ проблемы буллинга среди старших подростков. Изучены факторы возникновения буллинга в старшем школьном возрасте.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.04.2025
Объем файла
141 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Актуальность исследования. Буллинг, как феномен девиантного поведения, является острой социально значимой проблемой в молодежной среде. Важным данной темы, является то, что отечественные исследователи подобных исследований в узкой проблематике проведено мало.Сегодня, в нашем обществе частыми стали случаи жестокого обращения среди молодежи, такие как, унижения, оскорбления, насмешки, драки ‒ это все является причиной разрушения личности, стресса, нередко проявления суицидального поведения у жертвы. Как правило, в основе агрессивного поведения у подростка лежит травматический опыт, который влияет на его дальнейшее поведение.Современной молодежи, являющейся «жертвой» буллинга, сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни. Опираясь на вышесказанное, следует отметить, что такое явление как буллинг требует пристального внимания со стороны всех участников образовательного процесса.

Содержание
введение…………………………………………………………………………………………3
1.теоретический анализ проблемы школьного буллинга в подростковой среде…………………………………………………………………………5
1.1 Характеристика понятия «школьный буллинг»……………………………………………....5
1.2 Социальная структура школьного буллнга…………………………………………………..10
1.3 Причины возникновения буллинга в старшем подростковом возрасте……………………12
2.ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПОНИМАНИЯ ПЕДАГОГАМИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ПРОБЛЕММЫ БУЛЛИНГА СРЕДИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ…….19
2.1. Организация и методы исследования………………………………………………………..19
2.2 Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования…………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………...28
ПРИЛОЖЕНИЕ а Тест для педагога: «Профилактика буллинга в образовательной среде» (Диденко Н.А)……………………………………………………………………………………...31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ  ТЕСТ ...…………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОПРОСНИК ПО БУЛЛИНГУ «ОЦЕНКА СЕБЯ» (Крейдич)…………..36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ПЕДАГОГА (Крейдич)……………38

Аверьянов, А. И. Школьный буллинг как проблема в деятельности социального педагога / А. И. Аверьянов // Научные труды SWorld. – 2011. – № 4. – С. 22‑5.
Баева, И. А. Общепсихологические исследования психологической безопасности образовательной среды / И. А. Баев // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. – 2018. – № 128 – С. 27-39.
Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А. Бочавер // Журнал Высшей Школы Экономики. – 2019. – № 3. – С. 149–159
Бутенко, В. Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» / В. Н. Бутенко // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. – 2015. № 3 (33). – С. 138-143.
Бутовская, М. Л. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников / М. Л. Бутовская // Этнографическое обозрение. – 2012. – № 5. – С. 139-150.
Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. –2019. – №105. – С. 159–165.
Горбунова, Н. Е. Анализ риска возникновения буллинга в психолого-педагогическом пространстве инклюзивной школы / Н. Е. Горбунова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 8. – С. 63-68.
Гришаева, Н. А. Буллинг в школе / Н. А. Гришаева // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2019. – С. 66-68.
Гусейнова, Е. А. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку / Е.А. Гусейнова, С.Н. Ениколопов // Психологическая наука и образование. – 2019. – №2. – С.246–256.
Дахин, А. Н. Буллинг в школе и не только / А. Н. Дахин // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 208–214.

Понятие травли относится к более бытовому, житейскому понятию, педагоги давно обратили внимание на данное социальное явление, но серьезная заинтересованность и изучение данный темы, началась на Западе чуть более 35 лет назад. В 1973 г. шведский школьный врач П. П. Хайнеманн описал ситуацию, которая происходила во дворе школы, где он работал, о групповом нападении на одного ученика, мешавшего группе сверстников заниматься своей обычной деятельностью, назвав такое нападение «моббингом». В последующих публикациях термином «моббинг» были названы нападения со стороны групп, а Хайнеманн, опираясь на столь эмоциональную и тронувшую его ситуацию, издал книгу о моббинге под названием «Моббинг ‒ групповое насилие среди детей и взрослых» [27]. На данный момент в англоязычной и скандинавской литературе используется термин моббинг, что означает mobbing – коллективное притеснение, нападение толпой, в русскоязычной литературе применяется понятие буллинг, что означает травля, запугивание, а bully – задира, забияка, хвастун, хулиган [21].Буллинг (от английского bullying, bully – хулиган, задира, грубиян) – это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха. Д. Лэйн связывает понятие буллинг со школьной травлей и соглашается с Е. Роландом, что буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации, подобного описания данного явления придерживается и Д. А. Кутузова [17].