Коррекционная работа по развитию связной речи у школьников с нарушением слуха на уроках СИЗ

В курсовой работе рассмотрены особенности развития детей с нарушением слуха, рассмотрено содержание коррекционной работы по развитию речи на уроках ФПО.
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
22.08.2022
Объем файла
137 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Развитие связной речи является одной из наиболее актуальных проблем в обучении детей с нарушением слуха. Это связано с тем, что из-за нарушения их слуховой функции невозможно самостоятельно развивать речь. Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, составляет единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, делится на более или менее значимые структурные компоненты. Связная речь в норме формируется на основе диалогической, разговорной. Развитие связной речи у детей с нарушением слуха начинается в подготовительном классе и продолжается на протяжении всего обучения в специальной школе. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития связной речи у детей школьного возраста с нарушением слуха………………………………………….5
1.1. Особенности развития детей с нарушением слуха……………………..5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушениями слуха…………………………………………………………………..8
1.3 Формирование связной речи у детей с нарушением слуха школьного возраста………………………………………………………………………………11
Выводы по главе 1…………………………………………………………….15
Глава 2 Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у детей школьного возраста с нарушением слуха……..16
2.1 Роль предметно-практического обучения в коррекционно-развивающей работе у детей с нарушением слуха………………………………………………..16
2.2 Развитие и влияние мотивации обучения детей с нарушением слуха на уроках ППО………………………………………………………………………….20
Выводы по главе 2……………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги

1. Барабанов Р. Е. Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха // Молодой ученый. - 2015. - №5. - С. 559-560.

2. Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей // Молодой ученый. - 2012. - №5. Т.2. - С. 174-176.

3. Богданова, Т.С. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Т.С.Богданова – М.: Изд.центр Академия, 2002. – 224с.

4. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М: АСТ: Астрель; 2013. – 328 с.

5. Боскис P.M., Левина Р.Е. Речь и развитие аномальных детей// Основы обучения и развития аномальных детей. - М.: Академия, 2011, - 438 с.

6. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. – М.: АСТ, 2014. – 218 с.

7. Выготский, Л.С. Психология. [Текст] / Выготский Л. С. Москва. - Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008 с.

8. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. - М.: Изд-во "Педагогика". 1976.

9. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. – М.: Академия, 2012. – 216 с.

10. Коровин К.Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе // Дефектология. – 2012. -№3. – С. 21-24.

11. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с.

12. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. [Текст] / Мастюкова, Е. М. – Москва 2006г.- 250с.

13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. [Текст] / Мухина В. С. Москва, - Академия, 2004. – 456с.

14. Носкова Л. П. Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Владос, 2014. – 326 с.

15. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. [Текст] / авторы Нигаев, А. Н., Алексеев, О. Л., Екатеринбург 2000г.- 223с.

16. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. — М., 2006.- 448 с.

17. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. - М.: Педагогика, 1981

18. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 464 с.

19. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 655 с.

20. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. центр ВЛАДОС, 2004. -655с.

21. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений / Л.В. Андреева. — М.: Изд. Центр «Академия», 2005. — 576 с.

22. Ульенкова, У. В. Организация и содержание и организация специальной психологической помощи детям с проблемами в развития. [Текст] / Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Москва. - Академия, 2007г. – 178с.

23. Щеглова Т.М. Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе // Молодой ученый. - 2016. - №18. - С. 475-478.

24. Яковлева Е.А. Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 171-173.

25. Янн, П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Пер. с нем. Л.Н.Родченко, Н. М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 248 с.

Научные материалы и исследования

26. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием). – Казань, 23 апреля 2013 г. / под общ. ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань, 2013. – 230 с.

27. Фомина Л.К. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития / Л.К. Фомина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 191-193.

28. Шафигуллина А.Г. Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 272-274.

Практические занятия (далее - ППО) - специальный предмет, вводимый в курс подготовительных и 1-4 классов для решения развивающих, воспитательных, обучающих и коррекционных задач в коррекционных школах, где обучаются глухие дети. ПОО предполагает целенаправленное общее и речевое развитие глухих школьников, создавая основу для успешного усвоения детьми учебного материала, и на начальном этапе обучения детей с нарушением слуха ему отводится особая роль.

Предметно-практическая деятельность рассматривается в сурдопедагогике как средство коррекции и компенсации всех сторон психики глухого школьника. Продуктивная предметная деятельность ребенка становится основой овладения соответствующими компетенциями (учебными и жизненными), способности и готовности к творческой деятельности, сотрудничеству. Задачами ПТО являются умение работать в команде, развитие устной и монологической речи в устной и письменной форме.