Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
Введение
Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [13]. На первый взгляд, это определение кажется несколько упрощенным. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа.Проблема агрессивности подростков рассматривается в разных контекстах, в частности, повышения их психосоциальной адаптивности (Е.В. Ольшанская, В.А. Троек). Анализируются особенности делинквентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и др.) и условия его коррекции (Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн и др.). Агрессивность изучается как объект педагогической диагностической оценки (С.Ф. Сироткин).
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие об агрессии в психологии
1. Феномен агрессии в психологической науке
2.Виды агрессивного поведения
Глава 2. Социально-психологические характеристики подростка
1. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
Глава 3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения в подростковом возрасте
1.Организация и методы исследования
2. Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список использованных источников
1. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейн. отношений / Альбер Бандура, Ричард Уолтерс; [Пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского]. - М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 508с.
2. Вань Е.Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/10/24475 (дата обращения: 02.11.2022).
3. Гребенкин, Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе [Текст] / Е. В. Гребенкин. – Ростов на Дону, 2006. - 157 с.
4. Кузнецова, Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. Начальная школа / Л. Н. Кузнецова. – М.: Генезис, 1999. – 391 с.
5. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика / Ю. Б. Можгинский. - Изд. 2-е, стер. - Москва : Когито-Центр, 2008. - 179 с.
6. Пономарева М.А. Психодиагностика личности: пособие для студентов вузов / М.А. Пономарева, Т.И. Юхновец/ под общ. Ред. М.А.Пономаревой. – Минск: Тесей, 2008. – 312 с.
7. Реан, А. А., Трофимова, Н. Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан, Н. Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2010. – №3. – С. 25-27
8. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст] / Р. Ремшидт. – М.: Эксмо-Пресс, 2004. – 320 с.
9. Румянцева Т.Г.Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.1991.с.81.
10. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы : у пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Сафонов М. : Издательский центр «Академия», 2006.— 224 с.
11. Сельченок, К. В Психология человеческой агрессии / К. В. Сельченек – М., 2010. – 143 с.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.Термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и потому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и обыденных смыслов.Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З.Фрейд, К.Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих, агрессия рассматривается как результат социального научения (А.Бандура). Имеется множество разновидностей этих подходов. Наибольшее экспериментальное подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального научения. Однако до сих пор идут споры о биологической обусловленности агрессии [4].Анализируя проявления и биологическое значение агрессии в животном мире, австрийский ученый К. Лоренц писал, что «для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских потасовок и т. п. и заканчивая в конце концов войной и атомной бомбой» [15].