Образовательные технологии в обучении обществознанию (на примере технологии «Обучение в сотрудничестве»)
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни в педагогической мысли наблюдается процесс непрерывного развития. В силу преобразования роли человека в культурной, экономической и других сферах социальных и межличностностных отношений, меняются, с течением времени, и цели, определяемые образовательной сферой. Также модернизируются различные методики преподавания, генерируются новые идеи, возрождаются старые, вновь ставшие востребованными.Актуальность курсовой работы заключается в появлении обновленных требований к применению педагогических технологий обучения для работников образования, опосредованных большим внедрением ИКТ в учебный процесс, устареванием традиционных технологий и методов обучения в эпоху широкого развития информационных технологий. Проблема реализации технологии «Обучение в сотрудничестве» как в российской, так и мировой педагогической практике продолжает занимать ведущее место в аспекте воплощения поставленных целей государственного развития в сфере образования.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1. Обучение в сотрудничестве: к истории вопроса применения технологии.
2. Формы реализации обучения в сотрудничестве.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕННИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ» НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
1. Методические рекомендации по организации обучения в сотрудничестве.
2. Практическое использование технологии «Обучение в сотрудничестве» на примере фрагмента урока обществознания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
Уильям Дж. Уоррен. Образование. Новое движение стремится заменить соперничество в классе командным духом. // The New York Times. – 1989. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.nytimes.com/1989/01/04/us/education-new-movement-seeks-to-replace-rivalry-in-class-with-team-spirit.html?searchResultPosition=9
Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Пер. с англ. 3. С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001. – 256 с.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва : Академия, 1999. – 224 с.
Славин, Роберт Э. Совместное обучение. Теория, исследования и практика. – Бостон : Аллин и Бэкон, 1995. – 194 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413).
Исследования:
Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Москва: Юрайт, 2022. – 274 с.
Боголюбов, Л.Н. Обществознание, 9 класс: учебник. – Москва : Просвещение, 2021. – 224 с.
Валиуллина М.Е. Проективная психодиагностика. Графические тесты: особенности индивидуальной и групповой работы с испытуемыми : [учебное пособие] / М. Е. Валиуллина. - Казань : изд-во Казанского гос. ун-та, 2008. - 220 с.
Гульчевская, В.Г. Интегративная технологическая модель педагогической поддержки школьников в процессе обучения: практико-ориентированная монография. – Москва : Ridero, 2018. – 154 с.
Даутова, О.Б. Образовательная коммуникация: традиционные и инновационные технологии. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург : КАРО, 2018. – 172 с.
Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя. – Москва : Просвещение, 1991. – 192 с.
Обучение в сотрудничестве (совместное обучение) использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дж. Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но в основном технология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р.Е. Славин), университета Миннесота (Р. Джонсон и Д. Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния .Философское понятие обучения через сотрудничество со сверстниками встречается гораздо раньше, в работах Квинтилиана (I век) и Я.А. Коменского (XVII век), вплоть до более поздних работ Джона Дьюи (XX век). В данных работах анализировались потенциальные выгоды от того, что учащиеся учатся друг у друга, однако неясно, прижилась ли какая-либо из этих ранних концепций совместного обучения в образовательных учреждениях того времени.Работа в малых группах стала объектом исследования социологии и социальной психологии в середине XX века, в частности, в работе Гордона Олпорта «Теория социальных контактов» и исследованиях групповой динамики Мортона Дойча. Изучая расовые предрассудки в социальных условиях, Оллпорт обнаружил, что предрассудки были уменьшены в условиях, когда люди различной расовой принадлежности имели тесный, предметный контакт во время работы над достижением общей цели. Качество и глубина межрасового взаимодействия были важным фактором в снижении расовых предрассудков.