Правовое обеспечение авиационной безопасности
Введение
Национальные интересы России, включая интересы ее национальной безопасности, указывают на особую роль транспортного комплекса и транспортной безопасности в их обеспечении. Эта роль обусловлена наличием задач государственной важности, необходимым условием решения которых является устойчивая, эффективная и безопасная работа транспортного комплекса, его опережающее развитие, по сравнению с другими отраслями экономики.
Основными угрозами на транспорте являются:
террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и др.);
Содержание
Список условных обозначений и сокращений. 5
1 Проблемы нормативно-правового обеспечения авиационной безопасности в России 10
1.1 Анализ нормативно-правовой базы в области обеспечения авиационной безопасности 10
1.2 Характеристика и сущность понятий «Транспортная» и «Авиационная» безопасность 20
2 Правовые проблемы организации обеспечения авиационной безопасности на аэропортовом уровне. 29
3.1 Совершенствование деятельности службы авиационной безопасности в России 44
Список использованных источников
Международные нормативно-правовые акты:
Конвенция о международной гражданской авиации" (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000)
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов" (Заключена в г. Токио 14.09.1963)
"Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации" (Заключена в г. Монреале 23.09.1971) (с изм. от 24.02.1988Приложение 17. Безопасность Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Номер заказа: AN 17 ISBN 978-92-9231-754-6
Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 года" (Подписан в г. Монреале 24.02.1988)
Doc 8973. Руководство по авиационной безопасности Номер заказа: 8973 ISBN 978-92-9249-666-1 2014 г.
Годовой доклад Совета ИКАО. ИКАО док. 9471, 1985, с.1.
Правила аэронавигационного обслуживания. Правила полетов и обслуживания воздушного движения. Doc. ICAO 4444-ATM/501.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным референдумом 12 июня 1993г) )// с изменениями одобренными 01.07.2020 г.
"Воздушный Кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 29.12.2022 г.) // с изм. и доп., вступ. А силу с 21.05.2023г.)«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023, с изм. от 17.05.2023)
В Российской Федерации на разных уровнях правовое обеспечение деятельности авиационной безопасности обеспечивается путем разработки и принятия нормативных правовых актов разной юридической силы.
Правовые акты Российской Федерации, связанные с безопасностью и авиационной безопасностью (Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ);
Нормативные и руководящие документы по обеспечению авиационной безопасности, изданные полномочным органом гражданской авиации РФ (Федеральной авиационной службой России).
Основополагающим международным органом гражданской авиации, который определят стратегические действия в области обеспечения авиационной безопасностью является ИКАО.
Международная ассоциация воздушного транспорта - ИАТА , начиная с 1976 года по согласованию с государствами осуществляет обзор безопасности аэропортов в рамках своей программы безопасности. Уже чуть позже, через 8 лет ИАТА начинает финансировать программу обучения по авиационной безопасности, которая доступна не только для персонала служб безопасности авиакомпаний, но и для персонала АБ аэропортов и органов власти ГА.