Особенности звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией

Скачать курсовую работу на тему: "Особенности звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией". В которой изучена и проанализирована психолого-педагогическая и медицинская литература по проблеме исследования. Проанализированы методики обследования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
21.04.2025
Объем файла
90 Кб
Количество страниц
31
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена проблемой нарушений звукопроизношения речи и коррекция у младших дошкольников с дизартрией. В настоящее время наметилась тенденция увеличения количества детей с дизартрией, нарушением звукопроизношения.
Среди них весьма распространенным нарушением является дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центральной нервной системы.
Важной задачей логопедии является предупреждение и своевременное выявление нарушений речи у детей младшего школьного возраста. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, вести беседу.
Нарушения звукопроизношения негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что находит свое отражение и в деятельности, и в поведении, и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Возникающие дефекты приводят ребенка к стеснительности, низкой самооценке, з

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и специальной литературе 6

1.1 Понятие «звукопроизношение» в современной литературе 6

1.2 Закономерности формирования звукопроизношения в онтогенезе 10

Выводы по главе 1  16

Глава 2. Особенности звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией 18

2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с дизартрией 18

2.2 Специфика звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией 22

2.3 Анализ методик обследования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией 25

2.4.Логопедическая работа по развитию звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с дизартрией 30

Выводы по главе 2 32

Заключение 33

Список использованных источников 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Прометей, 2022. – 708 с. 

2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008 – 254 с.

3. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2009. – 416 с. 

4. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е.Н Винарская. – М.: Астрель, Хранитель, 2006 – 141 с.

5. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи [Текст] / Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург: Детство, 2004 – 228 с.

6. Газиева, З. Л. Пути логопедической коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста / З. Л. Газиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93466/ (дата обращения: 02.07.2023).

7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007 – 321 с.

8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АСТ, 2005 – 276 с.

9. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: Методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 96 с.

10. Деменина, Т.А. Анализ педагогических диагностических  методик по выявлению нарушений звукопроизношения [Текст] / Т.А. Деменина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014 – №2. – С.77-85.

11. Зенков, Г.С. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие для студентов / Г.С. Зенков, И.А. Сапожникова. – Бишкек: КГНУ, 1999. – 345 с.

12. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии [Текст] / В.А.Киселева. – Москва: Школьная пресса, 2007 – 48 с.

13. Крупенчук, О.И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств [Текст] / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2007 – 96 с.

14. Кулагина, И.Ю. Психология 

Ребенок, без труда произносивший в период лепета самые разнообразные и сложные звуки, затем медленно и с величайшим трудом учится членораздельно произносить их в составе слов.
Формирование звукопроизношения у детей первого года жизни происходит следующим образом: все звуки произносятся неправильно, некоторые из них вообще отсутствуют в речи ребенка, произношение остальных нечеткое.
Проявления голоса. ребенка. в период с 9 до 12 месяцев включают в себя плач и крик в ответ на неприятные воздействия, а в эмоционально нейтральной или позитивной ситуации – гуления и лепета. Также в данный период обнаруживается значимое для речевого развития явление произвольной вокализации – «младенческое пение», которое заключается в том, что ребенок производит вокализации различной эмоциональной окраски.
Этот феномен завершает формирование дословесной «коммуникативной основы», а именно: формируется умение выразить в условной форме свои желания в