Разработка универсального плана урока по обучению лиц с инвалидностью говорению на английском языке в условиях инклюзии
Введение
В процессе развития современного общества одним из главных направлений стало обеспечение равенства в правах и возможностях для людей, имеющих какие-либо ограничения в здоровье. Однако бучение говорению на иностранных языках для группы лиц с инвалидностью представляет особую сложность. В свете этой проблемы, актуальность разработки универсального плана урока по обучению английскому языку среди данной группы людей остается достаточно высокой. Для обеспечения инклюзивного подхода необходимы инновационные методы и технологии, которые помогут учителям адаптировать программные условия для разнообразных обучающихся. В итоге, универсальный план урока поможет учителям более эффективно и систематично обучать говорению на английском языке группу лиц с инвалидностью, формируя и развивая уровень их коммуникативных навыков. В данной работе представлено исследование о том, какие теоретические положения необходимы для разработки универсального плана урока и как данный план позволяет достич
Содержание
Введение
1 Аналитический обзор литературы
1.1 Понятие и суть термина «инклюзивное образование»
1.2 Понятие «универсальный дизайн» для обучения иностранным языкам
2 Основные аспекты разработки универсального плана урока
2.1 Определение термина «урок»
2.2 Говорение как вид речевой деятельности. Основные аспекты обучения говорению
2.3 Обучение говорению диалогической речи обучающихся с инвалидностью
2.4 Способы повышения эффективности урока иностранного языка
2.5 Возможные сложности при обучении говорению в условиях инклюзии
2.6 Работа принципов универсального дизайна в условиях инклюзивного образования
3 Разработка и апробация универсального плана урока по обучению говорению детей с инвалидностью в условиях инклюзии.
3.1 Описание педагогического эксперимента
3.2 Описание результатов педагогического эксперимента
3.3 Подведение итогов педагогического эксперимента
4 Методические рекомендации по составлению плана урока по развитию речи, основанного на принципах универсального дизайна обучения
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Реферат на английском языке
Приложение Б Аннотация на испанском языке
Приложение В План урока по обучению говорению №1
Приложение Г План урока по обучению говорению №2
Список использованных источников:
1 ЮНЕСКО. Инклюзивное образование : [сайт]. – URL: https://ru.unesco.org/themes/inklyuzivnoe-obrazovanie (Дата обращения: 03.02.2023).
2 Ковязина, Е. С. Управление качеством инклюзивного образования на основе концепции универсального дизайна в обучении / Е. С. Ковязина, Л. М. Волосникова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 5. – № 4. – С. 437-442.
3 Общая численность инвалидов по группам инвалидности [сайт]. – URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/1-1.doc (дата обращения: 10.03.2023).
4 Конева, И. А. Психологические проблемы интегрированного и дифференцированного обучения подростков с задержкой психического развития / И. А. Конева // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3 (7). – С. 6.
5 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 12.04.2020).
6 Андрианова, Е. И. Инклюзивное образование: характеристика, сущность, проблемы / Е. И. Адрианова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. – № 2 (93). – С. 14-16.
7 Голубева, Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Л. В. Голубева. – М. : Учитель . – 2014. – С. 3-15.
8 Мухамадиярова, Г. Ф. Инклюзивное образование: содержание и практика / Г. Ф. Мухамадиярова, С. Г. Усманова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №. 1 (50). – С. 45-47.
9 Самохин, И. С. Содержание основных понятий инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. – 2016. – № 9 (57). – С. 311-327.
10 Медова, Н. А. Модель инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Медова Наталия Анатольевна ; ФБГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». – Томск, 2013. – 23 с.
11 Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 18.02.2023).
12 Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. No 61/106. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 10.04.2020).
13 Кретова, С. Ю. Инклюзивное образование. Что это такое? / С. Ю. Кретова, В. В. Воробьева // Вестник научных конференций. – М. : Консалтинговая компания Юком. – 2021. – № 3-3. – С. 69-71.
14 Макарьев И. С. Универсальный дизайн: создание условий для получения СПО лицами с ОВЗ / И. С. Макарьев // Академический вестник; Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2020. – №. 1. – С. 27-32.
15 Головинская, Е. Ю. Универсальный дизайн в образовании / Е. Ю. Головинская // Синдром Дауна. XXI век. – 2017. – № 2. – С. 46-50.
16 About Universal Design for Learning. Center for Applied Special Technology : [сайт]. – URL: https://www.cast.org/impact/universal-design-for-learning-udl (дата обращения: 15.04.2023).
17 Heelan, A. Summary of UDL for FET
В отечественной юрисдикции понятие «инвалид» закрепилось в статье 1 ФЗ от 24. 11. 1995 г. No 181 Федерального закона «О социальном обеспечении инвалидов Российской Федерации». Инвалид считается лицом, имеющим нарушения здоровья со стойким нарушением функций органов, вызванным заболеваниями, травмами, дефектами, вызывающими ограничение жизнедеятельности, а также необходимость ее социальной защиты» [42].
В связи с тем, что практическая часть исследования была проведена в классах с детьми двух следующих нозологических групп: слабовидящие и слабослышащие, мы сфокусируемся на специфике обучения говорению лиц с данными нарушениями в здоровье.
Обучающий с ограниченной возможностью здоровья является лицом, имеющим физические и психические недостатки, препятствующие освоению программ образования без создания особых условий на получение образования [43]. Под воздействием новых ценностей общества, государства и перехода системы специальных образовательных у