Понятие и виды административного процесса
ВВЕДЕНИЕ
Научные дискуссии относительно понятия, сущности и специфики административно-процессуальных форм деятельности органов исполнительной власти в России начались с середины 60-х годов прошлого века и остаются незавершенными по сегодняшний день.
Столь повышенный интерес ученых в области административного права к данной теме, по всей видимости, объясняется тем, что на данный период времени, в большинстве нормативно-правовых актов не урегулированы должным образом, или вовсе не предусмотрены порядок и механизм реализации органами исполнительной власти своих функций. Учитывая огромное разнообразие функций, осуществляемых органами исполнительной власти, можно указать, что для правильной их реализации, наличие установленного нормативно порядка их осуществления, является просто необходимым.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................….3
Глава 1. Административный процесс как вид юридического процесса..... 6
1.1. Понятие и признаки юридического процесса ........................................... 6
1.2. Понятие и признаки административного процесса ............................... 10
1.3. Принципы административного процесса .......................................... …..15
Глава 2. Виды административных процедур (производств) ...................….17
2.1. Понятие и виды административных процедур ....................................... 17
2.2. Понятие и виды административных производств .............................….19
2.3. Административное судопроизводство ...................................................... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Комаров, С. А. Теория государства и права: краткий учебник для вузов. / С. А. Комаров, А. В. Малько. - Москва : НОРМА - ИНФРА - М, 2002. - С. 148.
2. Горшенев, В.М. Теория юридического процесса / В. М. Горшенев // Правоведение. - 1985. - № 5. - С. 101.
3. Мельников, Ю. И. Природа и содержание норм процессуального права в социалистическом обществе. автореф. дисер. к. юрид. наук / Ю. И. Мельников. – Москва, 1976. - С. 19.
4. Салищева, Н. Г. Административный процесс в СССР / Н. Г. Салищева. - Москва : Юридическая литература, 1964. - С. 78.
5. Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно процессуальное право / В. Д. Сорокин. - СПб.: Издательство Юридического института МГУ, 2002. - С. 28.
6. Кононов, П. И. Административное судопроизводство как структурная часть административного процесса / П. И. Кононов // Административное право и процесс. - 2015. - № 11. - С. 38.
7. Кононов, П. И. Указ. соч. С.
8. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – Москва : ГУ издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, 2009. 27
9. Филатова, А. В. Организационно-правовые основы регламентации деятельности административных процедур контрольно-надзорной деятельности в области экономики: автореф. дис. д-ра юрид. наук : 12.00.14 / Филатова Анна Валерьевна. - Саратов, 2010. - С. 13
Филатова А.В. предлагает выделять следующие признаки административных процедур:
1. административная процедура направлена на достижение определенного правового результата в области действия права;
2. административная процедура состоит из последовательно сменяющих друг друга действий;
3. административная процедура всегда динамична по своей природе;
4. административная процедура регламентируется при помощи средств права, а именно, процессуальных норм права, которые содержаться в правовых актах;
5. административная процедура складывается с участием субъектов права, категории которых видоизменяются в зависимости от сферы реализации процедуры. В нашем случае, такими обязательными субъектами права выступают органы исполнительной власти, т.к. административный процесс рассматривается в рамках данной работы, именно, как форма упорядочения деятельности данных органов [1].
Сторонники второго подхода полагают, что понятия «процесс» и «процедура» являются тождественными. К, примеру, О.В. Лучин указывает: «Процесс практически равнозначен процедуре, между ними невозможно провести какую-либо разделительную грань». В связи с этим, можно указать следующее понятие административных процедур: «административная процедура представляет собой порядок последовательного совершения административным органом определенных действий, направленных на разрешение им индивидуального юридического дела». При таком понимании между терминами «административный процесс» в широком смысле слова и «административная процедура» не выявляется каких-либо различий.
Согласно третьей точке зрения, понятие административных процедур более широкое и, административный процесс, в свою очередь является лишь его разновидностью. В частности, Ю.А. Тихомиров отмечает, что в науке административного права юридический процесс представляет собой разновидность юридических процедур, понимаемых в широком смысле в качестве способов упорядочения деятельности. В таком случае, любая юридическая процедура, в том числе, и административно-правовая, охватывает собой порядок совершения тех или иных юридически-властных действий субъектом права.
[1] Филатова, А. В. Организационно-правовые основы регламентации деятельности административных процедур контрольно-надзорной деятельности в области экономики: автореф. дис. д-ра юрид. наук : 12.00.14 / Филатова Анна Валерьевна. - Саратов, 2010. - С. 13.