Социальный статус, акцентуации характера и интернальность у курсантов летного училища
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Профессия военного накладывает на человека множество ограничений и запретов. В связи с последними событиями в стране профессия военного приобретает особую социальную значимость. Общество оценивает профессию военного, как требующую от человека определенных качеств. Например, умение быстро реагировать на экстренную ситуацию, умение четко выполнять задачи, поставленные вышестоящим руководством, наличие устойчивой нервной системы и т.д.
Развитие авиационной техники требует более глубокого и профессионального подхода к подготовке военного летчика, а это в свою очередь требует разработки эффективной системы психолого-педагогического сопровождения. Это связано с необходимостью обеспечения высокой степени безопасности полетов, а также с повышением эффективности ведения боевых действий. Современный военный летчик должен обладать широким кругозором, уметь быстро принимать решения, быть стрессоустойчивым, иметь отличную координацию движений и реакцию, грамотн
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ЛЕТНОГО УЧИЛИЩА 7
1.1.2. Социометрический статус как характеристика малой группы 8
1.2. Типология акцентуаций характера 17
1.3. Уровень субъективного контроля как личностная характеристика 26
1.3.1. Определение понятия «локус контроля» и его типы 26
1.3.2. Исследование уровня субъективного контроля у курсантов военных училищ 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА, АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ 31
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 31
2.2. Методы исследования. 31
2.3. Организация эмпирического исследования и методы математической обработки данных 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 35
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ У КУРСАНТОВ ЛЕТНОГО УЧИЛИЩА ПО ПАРАМЕТРАМ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ 36
3.1. Выявление уровней социального статуса у курсантов летного училища 36
3.2. Исследование выраженности акцентуаций характера у курсантов летного училища 37
3.3. Выявление уровня субъективного контроля у курсантов летного училища 39
3.4. Исследование взаимосвязи между социометрическим статусом, акцентуациями характера и уровнем субъективного контроля. 40
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авхадеева, А. И. «Описание типов акцентуации характера, при использовании работы Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков»» / А. И. Авхадеева // Гуманитарный трактат. – 2022. – № 128. – С. 12-13.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. - М., 2000. - 112 с.
4. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – 2-е изд. / Под ред. Н. Кулагина. СПб.: Питер, 2010. – 368 с.
5. Голубев, А. А. Особенности акцентуаций характера у курсантов военных вузов / А. А. Голубев, Н. И. Кулюкин // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста : Материалы XI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 25 мая – 01 2015 года. – Тамбов: Тамбовская региональная общественная организация "Общество содействия образованию и просвещению "Бизнес - Наука - Общество", 2015. – С. 396-401.
6. Егоренко, Т. А. Связь интернальности и направленности учебно-профессиональной мотивации курсантов МВД / Т. А. Егоренко, Ю. А. Хобта // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований : МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Мытищи, 13–14 апреля 2022 года. – Москва: Московский государственный областной университет, 2022. – С. 526-529.
7. Ерхова, М. В. Исследование особенностей локуса контроля курсантов, обучающихся по специальности "Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения" / М. В. Ерхова, Е. А. Калугина // Научный вестник УИ ГА. – 2020. – № 11. – С. 43-49.
8. Забелина, Т. А. О некоторых аспектах влияния акцентуаций характера на профессиональную деятельность руководителей органов внутренних дел / Т. А. Забелина // Социальное управление. – 2023. – Т. 5, № 3. – С. 107-113.
9. Зайчикова, Н. А. Соотнесение акцентуаций характера по тесту Леонгарда-Шмишека и ролей в команде / Н. А. Зайчикова // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2022. – № 1-1. – С. 98-102.
10. Кокорева А.А., Решетникова Н.С. Студенческая учебная группа как разновидность малых социальных групп / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-2. 2015. – С. 237-241.
11. Кокотайло, К. А. Взаимосвязь личностных особенностей и социометрического статуса подростков / К. А. Кокотайло // Психология обучения. – 2019. – № 4. – С. 129-137.
12. Краснов А.В. Социальная психология: психология малых групп [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Краснов; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020. – 88 с.
13. Кучеренко, С. В. Ценностные предикторы социометрического статуса студентов гуманитарных специальностей / С. В. Кучеренко // Гуманитарный научный вестник. – 2020. –
Итак, малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью и деятельностью, а в процессе общей деятельности между членами группы возникают эмоциональные взаимоотношения.
Понятие «социометрический статус» впервые введено Дж. Морено, и определяется как положение человека в социальной группе. По результатам социометрии, статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы.
Статусы имеют различный «вес» в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех членов группы задает статусную иерархию, в которой выделяются:
1) лидеры (наиболее предпочитаемые члены группы, занимающие позицию доминирования, имеющие власть или определяющие влияние в социальной группе, инициируют ее действия);
2) референтное ядро группы – члены группы максимально приближенные к лидеру, имеющие авторитет в группе по значимым критериям и выступающие в образе определенного социального эталона (в сфере познания, деятельности, манере поведения, нравственности и др.);
3) предпочитаемый – член малой социальной группы, набравший оптимальное число предпочтений от товарищей и н