Формирование коммуникативных умений у дошкольников посредством игровой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитию коммуникативных умений, повышению уровня овладения игровой деятельностью, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить дошкольников. Смена приоритетов в системе дошкольного образования, ориентация на формирование личности приводит к интенсивному поиску нового содержания и наиболее эффективных средств образовательной деятельности, способствующих раскрытию возможностей личности [61].
Основным приоритетом деятельности педагогов становится целенаправленная, систематическая организация процесса становления личности ребенка посредством включения его в различного рода игры с целью максимального развития основных социальных функций. Современный уровень социальных отношений предполагает, наряду с умением действовать по заданному образцу и интенцией к проявлению самостоятельности в сотрудничестве со взрослым, также развитие творческого воображения. Люди, способные к саморазвитию и самосовершенствованию, к поиску и принятию нестандартных
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений у дошкольников посредством игровой деятельности………..…………8
1.1.Формирование и развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста………………...……………………...….……8
1.2.Психолого-педагогические аспекты игровой деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………….…...14
1.3.Педагогические условия по формированию коммуникативных умений у дошкольников посредством игровой деятельности……...19
2.Исследование по формированию коммуникативных умений у дошкольников посредством игровой деятельности.…………….……25
2.1.Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у дошкольников……………………………………..…………… 25
2.2.Содержание работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников посредством игровой деятельности.………………27
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………………..35
Приложение А Методика "Рукавички" Г. А. Цукерман ……..…………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдулова, Т. П. Психология игры: учебник для вузов / Т. П. Авдулова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 232 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/454337 (дата обращения: 27.11.2022). – ISBN 978-5-534-05718-8.
2. Анисимов, О. С. Психология: теоретические основы: методология: учебное пособие / О. С. Анисимов. – Москва: [б. и.], 2019. – 465 с.: ил. – (Энциклопедия управленческих знаний). – ISBN 978-5-6041241-3-0.
3. Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества: учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 103 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/466649 (дата обращения: 03.10.2022). – ISBN 978-5-534-13738-5.
4. Барышева, Т. А. Психология творчества: учебник для вузов / Т. А. Барышева. – Москва: Юрайт, 2020. – 300 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/449585 (дата обращения: 03.10.2022). – ISBN 978-5-534-13240-3.
5. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев; [вступительная статья В. А. Лекторского; послесловие В. Н. Шердакова]. – Санкт-Петербург: Русский христианский гуманитарный институт, 1997. – 463 с.: портр. – (Философы России XX века). – http://marxistphilosophy.org/SovPhil/Batishchev97.html (дата обращения: 10.02.2023). – ISBN 5-88812-045-6.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: монография / Д. Б. Богоявленская. – Самара: Учебная литература, 2009. – 416 с. – ISBN 978-5-393-00288-6.
7. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды / А. В. Брушлинский; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. – 3-е изд. стер. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 406 с. – (Психологи России). – ISBN 978-5-9770-0364-3.
8. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 119 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/454019 (дата обращения: 03.11.2022). – ISBN 978-5-534-08212-8.
9. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник для вузов / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2020. – 446 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/466582 (дата обращения: 05.11.2022). – ISBN 978-5-9916-4048-0.
10. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации / научные редакторы: И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 256 с. – (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО). – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462868 (дата обращения: 01.09.2022). – ISBN 978-5-9925-1121-5.
11. Внешкольное образование и воспитание. Внешкольная педагогика // Единое окно доступа к образовательным ресурсам: федеральная информационная система: сайт. – 2020. – URL: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.77.1.1. (дата обращения: 20.02.2023).
12. Водинская, М. В. Развит
Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других.
Творческая ролевая игра становится, ведущей деятельностью дошкольника, в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями.
Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает