Личностные факторы в развитии и реализации творческого потенциала
Введение
Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования?С момента, появления первых наскальных росписей, до наших дней, когда наука и техника расширяет поле деятельности для искусства, творчество, как объект исследований, представляет интерес для многих гуманитарных наук, таких как, например, философия, психология, социология, история и др.И чем дальше развивается наука, в частности психология, чем больше направлений в ней появляется, тем с большим количеством теорий творчества приходится иметь дело. Но первоначально, знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, философов, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ творчества, творческого потенциала и его развития………………………………………………………………. 6
1.1. Творчество, творческий потенциал и его развитие…………………. 6
1.2.Мотивация и креативность……………….…………………………… 19
1.3. Методы диагностики творческого потенциала, методы развития творческих способностей …………………………………………………. 22
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование личностных факторов в развитии и реализации творческого потенциала………………………… 27
2.1.Методики исследования творческого потенциала…………………… 27
2.2.Анализ результатов исследования……………………………………. 34
Заключение…………………………………………………………….. 36
Список используемой литературы…………………………... 42
Список используемой литературы:
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. –М.: Наука, 1977 год
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труд: в 2-х т. – М.: Педагогика,1980, Т. – 1.
АсмоловаА.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: Изд. МГУ, 1984 год.
АсмоловаА.Г. Психология индивидуальности. – М.: Изд. МГУ, 1986 год.
Большая советская энциклопедия. – М., 1956. – Т. 42.
ВарламоваЕ.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. - М.: Институт психологии РАН, 2002. - 256 с.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд. МГУ, 1976 год.
Выготский Л.С. Собр. сочинений. Т. – 4 – М.: Педагогика,1984 год.
Гамезо М.В. Общая психология. (Учебно-методическое пособие). М.: - Ось-89, 2007.
Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб.: Речь, 2010.
Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. М.: Речь, 2006.
Дозорова И.В. Развитие творческого потенциала личности в системе дополнительно образования.
Дружинина В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. СПб.:Питер, 2019. - 656 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
Жабицкая Л.Г. О критериях диагностики литературной одаренности: Художественное твор-чество. Проблемы комплексного изучения / Л.Г. Жабицкая. – Л., 1983.
Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ, 1990. С. 28.
Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека/ под.ред. В.М Русалова. – М.: Наука, 1988 год.
Ключников С.Ю. Путь к себе: Как пробудить творческий потенциал. Изд. 3-е, перераб., доп. М.: Беловодье, 2006. - 544
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Учебник.СПб.: Смысл, Академия, 2007. - 512 с.
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
Проблема творчества является одной из наиболее дискутируемых в научной литературе. Пик изучения этой проблемы пришелся на первую треть ХХ в. Интерес к ней в этот исторический период проявили многиеавторы, среди которых Е. Рибо (1901), Б.А. Лезин (1907), А.М. Евлахов, А. Пуанкаре, К. Энгельмейер (1910), И.И. Лапшин, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, (1922–1923), С.О. Грузенберг (1923), В.М. Бехтерев (1924), В.П. Полонский, П.М. Якобсон (1924) и др. В основном выполненные учеными работы касались естественно-философского осмысления творчества, либо научного и технического творчества.Понятие «творчество» является основополагающим во многих областях современного знания. Как отмечает Я.А. Пономарев , творчество – чрезвычайно многообразное понятие. Очевидно, по этой причине он считает целесообразным в основу исходного определения творчества класть самое широкоеего понимание. Автор предлагает рассматривать творчество как «необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь однаиз таких форм» . Я.А. Пономарев рассматривает творчество как любое развитие живой и неживой природы, однако специфика творчества как сознательного и преднамеренного феномена при этом исчезает. Более или менее приемлемым является понимание творчества, приводимое, например, в «Словаре» С.И. Ожегова: «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» или определениеА.Г. Спиркина : «Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является созданиеоригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры».