История развития органов предварительного расследования в России
Введение
Актуальность. Возникновение практических трудностей в деятельности органов внутренних дел основанных на несовершенстве уголовно-процессуального законодательства и непродуманности механизма реализации действующих правовых норм, наиболее отчетливо прослеживается именно в стадии предварительного расследования, в процессе производства предварительного следствия и особенно - дознания.Данная ситуация обусловила повышенный интерес современной историко-правовой науки в целом. Исторические аспекты деятельности, направленной на борьбу с преступностью, привлекают внимание специалистов уголовного процесса. В центре их внимания вопросы становления и развития следственного аппарата России в разные исторические периоды.Целью данного исследования является изучение этапов становления и развития органов предварительного следствия в России, их современного состояния и перспектив развития.
Оглавление
Введение3
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ5
1.1. Развитие органов предварительного расследования в дореформенной России5
1.2. Развитие органов предварительного расследования в период после судебной реформы 1864г.8
1.3. Развитие органов предварительного расследования в первые годы советской власти11
1.4. Современный этап в организации органов предварительного расследования18
Глава 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ20
2.1. Система органов предварительного расследования и принципы их деятельности20
2.2. Взаимодействие органов предварительного расследования с судом прокуратурой и органами дознания...23
Заключение27
Библиографический список28
список
Нормативные материалы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с последующими изменениями и дополнениями).
2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ, (с последующими изменениями и дополнениями).
3.Федеральный Конституционный Закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
4.Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 17 июля 2009 г5.Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144 - ФЗ
6. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», (с последующими изменениями и дополнениями).
Научные и учебно-методические издания
1. Азаров В.А. «Оптимизация досудебного производства в уголовном процессе России» // Законодательство и практика. - 2017. - № 1.- 98 с.
2. Азаров В.А. Функция предварительного расследования в истории, теории и практике уголовного процесса России: монография. // Омск: изд. Юридическая литература, 2016. - 116 с.
3. Азаров В.А. Функция судебного контроля в истории, теории и практике уголовного процесса России. // Омск: изд. Юридическая литература, 2018. - 116 с.
С середины XVI в. во всей континентальной Европе, как известно, происходит постепенное обособление предварительной стадии процесса. "Новый порядок следствия дел в форме инквизиционного процесса, - писал Н.Н. Полянский, - был тесно связан с новыми условиями их возбуждения. Раз для возбуждения следствия стало достаточно подозрения, то для проверки возникшего подозрения, прежде привлечения к ответственности определенного лица в качестве обвиняемого, стала необходимой особая стадия следствия - предварительное следствие. Этот подход в полной мере проявился и в России. Так, дореформенное (т.е. до Судебной реформы 1864 г.) российское законодательство, отразившее в Своде законов 1832 г. зрелый вариант отечественного розыскного процесса, также подразделяло следствие на предварительное и формальное. Первое начиналось in rem (по факту) при наличии "поводов к его начатию" и сводилось к общему расследованию, в том числе расследованию по горячим следам, а также к розыску и установлению обвиняемого. Формальное следствие производилось уже в отношении конкретного обвиняемого , включая его допрос, чтобы привести в "совершенную известность" все обстоятельства дела. После этого дело уже представлялось в суд. Общий надзор за правильностью производства следствий возлагался на начальников губерний, губернские правления, прокуроров и стряпчих, но само следствие (как предварительное, так и формальное) производилось полицией. Фактически получалось, что досудебное производство осуществлялось одним административным органом, т.е. имело несудебный характер.