Проявление языковой агрессии в интернет-дискурсе и способы их нейтрализовать при обучении французскому языку
Введение
Данное исследование посвящено выявлению проявлений языковой агрессии в интернет-дискурсе и способов их нейтрализации при обучении французскому языку.
Несмотря на то, что такое явление как “буллинг” существует уже не одно поколение и активно исследуется многими учеными, начиная с 70-х годов (see Olweus D. 1978: 32), возникновение новых технологий превратило его в еще более угрожающее явление, известное как “кибербуллинг”.
Сегодня издевательства не ограничиваются временем, проведенным в школе, поскольку подростки полностью имплементированы в киберпространство, о чем свидетельствуют исследования (Росстат 2020: URL). Активная позиция в социальных сетях позволяет издеваться над сверстниками круглые сутки и практически безнаказанно, в связи с чем с кибербуллингом в России сталкивается 16% подростков (ВОЗ: URL), а 12% когда-либо совершали акт кибер агрессии (ВОЗ: URL). В сравнении, во Франции эти показатели составляют 10% и 5%, соответственно.
Содержание
Глава 1. Общая характеристика языковой агрессии и ее проявления в интернет-дискурсе 6
1.1 Понятие «языковая агрессия» и её проявления. 6
1.2. Классификация языковой агрессии в интернет-дискурсе. 8
1.3 Частотность и типы проявлений языковой агрессии в интернет-дискурсе. 15
Глава 2. Влияние проявления языковой агрессии на академическую успеваемость учащихся. 26
2.1 Подходы к нейтрализации языковой агрессии в образовательном процессе 26
Список источников иллюстративного материала: 46
- Акулич, М. М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы / М. М. Акулич // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социология. - 2012. - № 8. - C. 47-54.
- Борисова, А. С. Троллинг как новое социальное явление в системе интернет-коммуникации / А. С. Борисова // Теория и практика общественного развития. - 2019. – № 8. - C. 13-16.
- Бубнова, А. Д. Причины и последствия кибербуллинга в социальных сетях / А. Д. Бубнова // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Оренбург, 20–21 мая 2021 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2021. – С. 214-219.
- Буркова, Т. В. Кибербуллинг и психологический портрет личности агрессора социальных сетей / Т. В. Буркова // Молодой исследователь: от идеи к проекту : Материалы VI студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 26–29 апреля 2022 года / Отв. редактор Д.А. Михеева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2022. – С. 106-108.
- Воронцова, Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет коммуникации / Т. А. Воронцова // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. - 2016. - Т. 26, вып. 2. - С. 109–116.
Григорьева, Е. Я. Французский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Я. Григорьева, Е. Ю. Горбачёва, М. Р. Лисенко – 10-е изд. – Москва : Просвещение, 2012. – 347 с.
Развитие интернета и его распространение дало начало рождению новой эпохи взаимоотношений между людьми. Выступающий в роли средства коммуникации, компьютер стремительно вошел в нашу жизнь. Приобрели популярность социальные сети, место, где пользователи могли бы обмениваться информацией о себе, личными фотографиями, вести блоги. Теперь очевидно, что интернет даёт массу возможностей, но в то же время может нанести вред, ведь мы имеем дело с информацией, которая сама по себе может быть опасна или с людьми, что её распространяют: мошенниками и людьми, что могут быть настроены агрессивно по отношению к нам.
Одной из особенностей интернет-коммуникации является отсутствие непосредственного контакта между участниками и недостоверная информация об их личности. Это приводит к использованию специфического лексикона, новым сценариям коммуникации и правилам построения связных высказываний. Некоторые исследователи (Бубнова 2021, Реан 1997, Prymak 2017 и др), отмечают, что при общении в интернете люди могут регрессировать, проявляя болтливость, чрезмерную щедрость и открытость. Психологической особенностью пользователей интернета является склонность к ненормативному поведению, которое может принимать вербальную форму (см Буркова 2022: 4) Как и в реальной жизни, пользователи могут столкнуться с проявлением агрессии со стороны других участников коммуникации. Очевидно, как и в режиме оффлайн, пользователь рано или поздно сталкивается с проявлением агрессии со стороны собеседника, которую хотелось бы рассмотреть более подробно.