Стилевое развитие жанра русского романса
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы реферата. Романс как исторически сложившийся жанр представляет собой уникальное явление художественной культуры. Изучая истоки романса и его развитие, можно прийти к неожиданному выводу: современная вокальная музыка - наследница огромного богатства классического романса.Объектом данного исследования являются процессы развития жанра романса и его эволюция на примере русских романсов различных эпох.Предметом исследования является место романса в русской художественной культуре XIX – XX века и его влияние на бурное развитие русского искусства.Цель исследования состоит в выявлении специфики и особенностей жанра русского романса XIX - XX века.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОМАНСА, КАК МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА 3
1.1.История возникновения жанра 3
1.2.Интерпретация поэтического текста в вокальной музыке 8
РАЗДЕЛ 2.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЕВОГО РАЗВИТИЯ 11
2.1. Понятие стиля. Три составляющие музыкального содержания как индикаторы смены стилевых эпох. 11
2.2. Смена стилевых эпох. Традиционный классицизм и стилевое новаторство. Индивидуальность или типизация. 13
РАЗДЕЛ 3.
СТИЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ РУССКОГО РОМАНСА В XIX-XX ВЕКЕ 20
3.1. П. П. Булахов. Композитор одного жанра. 20
3.2. П. И. Чайковский - романтический классицист. 22
3.3. В. А. Гаврилин. Русский неоромантизм XX века. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЯ 31
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Айнбиндер, А. Г. «Что наша жизнь…»: к вопросу о мировоззрении П. И. Чайковского (Толстой – Фет – Шопенгауэр) // А. Фет, А.А.: материалы и исследования. СПб.: Контраст, 2013. С. 32-62.
2. Альшванг, А. А. П. И. Чайковский. М.: Гос. муз. изд-во, 1959. 704 с.
3. Белов, Г. Г. «Этот удивительный Гаврилин» 2001 г., Санкт-Петербург Журнал «Нева»
4. Васина-Гроссман, В. В. «Русский классический романс 19 века» Москва, Издательство А Н СССР 1956 г.
5. Васина-Гроссман, В. В.«Музыка и поэтическое слово» Издательство «Музыка» 1972 г.
6. Гаврилин, В. А. Письмо Н. А. Шумской от 9 марта 1965 года [Электронный ресурс] / В. А. Гаврилин. – URL: https://www.booksite.ru/fulltext/slus/haya/serd/6.htm
7. Гадамер, Г. «Истина и метод. Основы философской герменевтики» Москва, 1988 г.
8. Зубарева, Н.Б. Гаврилин В.А.. «Вечерок» (заметки о драматургии и композиции цикла) The scientific heritage No 82 (2022)
9. Иванилова, Т. В. Нравственно-философская концепция творчества В. А. Гаврилина: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб. – 2011.
10. Казанцева, Л.П. Академическое музыкальное искусство в современной отечественной культуре // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-6. – С. 1471-1475;
11 Келдыш, Ю. В. «История русской музыки» в 10 томах Москва 1983 г.
12. Львов, М. Л. Из истории вокального искусства М.,Музыка,1964
13. Макарова, С. А. «А. А. Фет и П. И. Чайковский: «Двойное бытие» творческого диалога «поэтов-музыкантов» www.gramota.net/materials/2/2016/12-3/7.html
14. Макарова, С. А. Русский стих и музыка. М.: Лексрус, 2015. 360 с
15. Мартине, А. Основы общей лингвистики Изд. 2-е М. УРСС, 2004 г.
16. Михайлов, А. В. Слово и музыка. Музыка как событие в истории Слова // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова: материалы научных конференций. М.: Московская государственная консерватория, 2002. С. 6-23.
На вопрос, когда «романс» попал в Россию, сейчас никто ответить не может, но искусствоведы предполагают, что это случилось во второй половине XVIII века. Изначально термином «романс» именовалось вокальное произведение лирического содержания, написанное на поэтический текст на французском языке. «Романс» стал быстро срастаться с русской культурой, и вскоре этим словом стали уже называться лирические, чувственные, любовные песни, причём создаваемые не только композиторами, но и просто музыкантами-любителями. В те времена повсеместно отмечалось значительное проявление интереса к любительскому музицированию и песенному сочинительству.
Представители дворянского сословия и люди разных чинов считали обязательным среди предметов домашнего обихода иметь какой-либо музыкальный инструмент: скрипку, гитару, арфу или фортепиано. Тогда же в европейском и, соответственно, в русском искусстве господствовали романтические настроения. В таких благоприятных условиях в первой половине XIX века формировался жанр русского романса, наиважнейшую роль в развитии которого играла изумительная русская поэзия, представленная творчеством таких блистательных поэтов как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, К. Батюшков, Н. Языков, А. Пушкин, а затем М. Лермонтов и Ф. Тютчев. Основоположниками русского романса по праву считают композиторов А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва и П. Булахова. Следом за ними выдвигаются талантливые мастера камерно-вокального жанра, которые своим творчеством подняли вокальную миниатюру до высоты истинно классического искусства, среди них М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов. Далее традиции великих композиторов продолжили Р. Глиэр, Ю. Шапорин, H. Мясковский, а в советское время Д. Шостакович, С. Прокофьев, Г. Свиридов.