Развитие ассоциативного мышления в вокальном ансамбле
Введение
В последнее время, благодаря развитию психологии и других смежных наук, на первый план выдвинулся круг проблем, направленных на активизацию внутренних ресурсов ребенка, и в первую очередь, развитие творческого воображения, фантазии, которые необходимы, как для активного восприятия произведений музыкального творчества, так и в повседневно жизни человека. Необходимой предпосылкой этого является развитое ассоциативное мышление.
Практически ни один исследователь, изучающий влияние музыки на личность человека, не обходится без упоминания того факта, что музыка помимо мощного воздействия на эмоциональную сферу человека, влияет и на развитие его интеллекта. Язык музыки отличается от языка других видов искусства степенью обобщенности и абстрактности, поэтому при восприятии музыкального произведения (в любом виде музыкальной деятельности) возникает широкий диапазон образов и ассоциативных представлений.
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические и методические основы развития ассоциативного мышления у обучающихся в условиях деятельности вокального ансамбля.
1.Психолого-педагогические представления об ассоциативном мышлении и способах его развития.
1.1.Мышление в психологии
1.2.Ассоциативное мышление как один из видов
1.3.Способы развития ассоциативного мышления
2.Способы развития ассоциативного мышления в условиях деятельности вокального ансамбля.
Глава 2 Эмпирическое исследование развития ассоциативного мышления у обучающихся в условиях деятельности вокального ансамбля.
1. История создания и процесс деятельности вокального ансамбля «KLЮKVА».
2. Исследование уровней ассоциативного мышления у обучающихся в условиях вокального ансамбля и методические рекомендации по его развитию.
Заключение
Список источников и литературы
Список источников и литературы
Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки - М.: Музыка, 2010. - 254с.
Кошмина, И.В. Музыкальное мышление как проблема восприятия//Музыка в школе. - 2009. - №5. - С.35-40.
Старчеус, М. С. Выразительный человек: о внешнем и внутреннем в музыкально-сценическом высказывании // Музыка. Миф. Бытие. – М., 1995.– С. 65 – 98
Стулова, Г. П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка»/ Г. П. Стулова.– М.: Просвещение, 1988. – 126 с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [Текст] /Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская. – М.: Академия, 2001. – 232 с
Ассоциативное мышление: описание, применение и упражнения для развития [электронный ресурс]: https://mir-logiki.ru/associativnoe-myslenie-10-metodov-razvitia
Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления [электронный ресурс]: https://b-trainika.com/blog/assotsiativnoe-assotsiativnogo-myshleniya/
Ассоциативное мышление [электронный ресурс]: https://wiki.fenix.help/psyhologiya/associativnoe-myshlenie
Дзуцева Э. Б. Методы работы над раскрытием художественного образа в вокальных произведениях путем активизации ассоциативно-образного мышления [электронный ресурс]: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodi_raboti_nad_raskritiem_hudozhestvennogo_obra_155840.html
Карпова Я. Ассоциативное мышление. Упражнения для развития, примеры [электронный ресурс]: https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/assotsiativnoe-myshlenie
Особенности мышления, его типы и функции [электронный ресурс]: https://vplate.ru/myshlenie/osobennosti-ego-tipy-i-funkcii/
Угарова, Ю. А. Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки / Ю. А Угарова [электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library
Наглядно-образное мышление — это тип мышления, при котором человек анализирует, сравнивает и обобщает свойства предметов в воображении. В отличие от наглядно-действенного мышления здесь уже не нужно что-то делать физически. Всё происходит внутри нашей головы. Этот вид характерен для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Им не обязательно что-то трогать или проверять в действии — к этому времени ребёнок уже получил достаточно чувственного опыта. Теперь он может перебирать эти знания в голове, чтобы ярко представлять сущность объектов познания.Словесно-логическое мышление — это абстрактный тип мышления, при котором человек пользуется известными понятиями и суждениями, которые не всегда можно выразить в чувственных образах. Как и при наглядно-образном мышлении, в процессе участвует только головной мозг. Но и представлять что-либо человеку тоже не нужно. Чтобы решить задачу, мы оперируем особыми инструментами в голове. С некоторыми из них вы уже знакомы: это понятия, суждения и умозаключения. Но психологи выделяют и другие виды: теории; гипотезы; методы и т. д. Пример словесно-логического мышления — это ответ школьника у доски на любом из уроков. В это время ученик пользуется известными ему понятиями и сводит их между собой, чтобы решить задачу. Например, подбирает нужную теорему на математике.[14]