Методика изучения социально-экономических аспектов треугольной торговли на уроках истории
Введение
Актуальность. Торговля и бартер - это одни из самых древних методов обмена, которые человечество использовало на протяжении многих веков. В прошлом, люди обменивались товарами и услугами, используя систему взаимного обмена, которая называется бартером. С течением времени, этот метод был заменен более удобной системой денежного обмена. Одной из самых значительных форм торговли была атлантическая торговля. Она началась в XV веке, когда европейские страны начали искать новые маршруты торговли со странами Африки и Азии. Атлантическая торговля стала одним из самых крупных и наиболее прибыльных видов торговли в истории человечества.
Об актуальности темы магистерской работы, необходимо также сказать, что треугольная торговля стала ключевым фактором, определившим вектор развития регионов атлантического бассейна, в учебниках истории мало уделяются столь важной теме поэтому нужно восполнить аспект.
Содержание
1 Теоретические аспекты методики преподавания истории. 8
1.2 Характеристика, исторические и экономические факторы треугольной торговли 19
1.3 Историческое значение треугольной торговли. 27
1.4 Последствия треугольной торговли на современные страны
2.1 Методика изучения треугольной торговли на уроках истории. 48
3. Использование игровых, видео- и кино-методов в изучении треугольной торговли
Список использованных источников
1 Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе//Пособие для учителей и студентов вузов. - М.: Владос, 2017. - 80 с.
2 Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Как преподавать историю в современной школе.-М.:Педагогический универсиситет «Первое сентября». 2018.-84 с.
3 Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории в школе.-М.:Владос. 2020.-255 с.
4 Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе:Метод. пособие для учителя.-М.:Владос. 2019.-255 с.
5 Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2019. 95 с
6 Муканова С.Д. Учитель 12-летней школы / С.Д. Муканова // Өрлеу. Үздіксіз білім жаршысы — Өрлеу. Вести непрерывного образования. — 2013. — № 1 (1). — C. 4–6.
7 Можаева О.И. О трансляции опыта Назарбаев Интеллектуальных школ в рамках обновления содержания общего среднего образования / О.И. Можаева — (Электронный ресурс). Открытая школа. — 2015. — № 1 (142). — Режим доступа: http://www.open-school.kz/glavstr/tema_nomera/tema_nomerahtm (дата обращения: 04.02.2023).
8 Приложение 16 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 ноября 2016 г. № 668 (дата обращения: 04.02.2023).
9 «О внесении дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 г. № 115 (дата обращения: 04.02.2023).
10 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций». — (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://nao.kz/loader/fromorg/2/25 (дата обращения: 04.02.2023).
11 Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам «Всемирная история» и «Основы права». Руководство для учителя. — Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа», 2016. — 117 c.
во-вторых, от педагога требуется большая работа, направленная на детализацию объяснения этапов выполнения проекта обучающимся (от идеи до содержания и количества терминов); в-третьих, важно учесть необходимость предварительного просмотра продукта на разных этапах его выполнения (чтобы не пришлось переделывать уже готовый продукт);
в-четвертых, требуется продумать механизм презентации продукта аудитории;
в-пятых, необходимость «издания» продукта; в-шестых, дополнительная работа по консультированию обучающихся в процессе создания словаря (иногда почувствовав трудности выполнения задачи, и, не умея их преодолевать, не выстроив причинно-следственных связей, обучающийся может подойти к созданию иллюстративного словарика формально).
Среди достоинств создания иллюстративного словаря можно выделить следующие:
во-первых, вариативность и возможность использования на различных стадиях процесса обучения (на этапе объяснения нового материала педагог сам показывает страницы иллюстрированного словаря; на этапе закрепления материала можно предложить обучающимся подобрать иллюстрации самостоятельно либо по картинке определить термин и др.);
во-вторых, формируется навык работы с терминологическим минимумом по курсу (либо в рамках всего курса истории либо в хронологических границах конкретного этапа социально-экономического и политического развития государства);
в-третьих, словарь можно применять в последующей работе с обучающимися (например, опираясь на словарь и иллюстрации в нем обучающийся должен составить рассказ по теме).
Вторая форма наглядности на уроке истории и ее применение в проектной методике - историческая открытка. Данный метод подходит для работы с персоналиями. Обучающимся сначала предлагается ознакомиться с понятием «открытка», т. к. это понятие несколько устарело и часто понимается учащимся иначе, чем учителем. Чтобы в последствие избежать недоразумений, лучше изначально оговорить базовое понятие. В частности, под открытой можно понимать карточку, сделанную с намерением для отправления по почте без конверта, либо в качестве подарка. Таким образом, открытками признаются и карточки, не предназначенные для отправления по почте, но удовлетворяющие общепринятым размерам открыток (Трехсторонняя торговля: происхождение, страны и продукты 2023 интернет-ресурс).
Возможно, будет целесообразным познакомить учащихся с историей открыток. Это можно сделать, предложив им прочитать подобранную педагогом информацию или сделать доклад (подготовить сообщение). Подспорьем в таком познавательном процессе может стать филокартия, историческая дисциплина, изучающая историю открыток. Узнав историю открыток, посмотрев разные ее виды, эволюцию, учащимся будет легче создать собственную. К тому же, просмотр открыток соответствует «клиповому» мышлению, что также мотивирует учащихся на деятельность, увлечет процессом, вызовет эмоциональное восприятие достаточно сложной познавательной деятельности.