Константин Дмитриевич Ушинский – как основоположник научной педагогики в России
ВВЕДЕНИЕ
Особую роль в истории развития педагогической мысли России сыграл Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)– первый национальный педагог, создатель национальной школы и основоположник научной педагогики в России , ?учитель русских учителей?.
У каждой науки есть исток. Для русской педагогики таким истоком стало творчество К.Д. Ушинского. Начало педагогической деятельности К.Д. Ушинского совпало с подъемом освободительного движения в России в середине 50-х го-дов XIX столетия. Но не только совпало. Деятельность Ушинского была вызвана и всецело обусловлена этим движением. Ушинский вошел в педагогику, когда школа и педагогическая наука (о науке в ту пору можно говорить лишь условно) стояли перед необходимостью радикальных преобразований. Но всякая ?историческая потребность, – как отмечал Н.Г. Чернышевский, – вызывает к деятельности людей и дает силу их деятельности?.
Актуальность темы исследования определяется тем, что новый этап педагогической мысли в России, начавшийс
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Основные этапы жизни и деятельности К.Д.Ушинского
1.1 Биография К.Д. Ушинского
1.2 Начало педагогической деятельности К.Д.Ушинского
ГЛАВА 2 Педагогическая теория К.Д. Ушинского
2.1 Принципы воспитания К.Д. Ушинского
2.2 Нравственное и патриотическое воспитание в педагогической системе
К. Д. Ушинского
ГЛАВА 3 Педагогическая система К.Д. Ушинского
в условиях современной школы
3.1 Реализация идей К.Д Ушинского в современной школе
3.2 Личность учителя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги и учебные пособия
Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т. 1 М., 1987 С. 452
Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. - 272с.
Демков М.И. История русской педагогики. Изд.З. М. 1913. - 302 с.
Днепров Э.Д. Ушинский и современность. – М., 2008 – 232 с.
Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1977. - 143с.
Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. -М.: Учпедгиз Мин. Просвещения РСФСР, 1954. 368с.
Маккавейский Н.К. К.Д. Ушинский и его педагогические идеи. -Киев, 1896.- 98с.
Медынский E.H. К.Д. Ушинский. // БСЭ. 2-е изд. - М., 1956. -т.44.-С.468-471
Меньшиков В.М. Принципы педагогического учения Ушинского. // К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. М.: Роман - газета, 1994. - С.49 - 70.
Острогорский В.П., Семенов Д.Д. Русские педагогические деятели. М.: 1987. - 204 с.
Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. СПб., 1896. С. 162
Песковский М.Л. Значение чествования К.Д. Ушинского, его заслуги и труды // Памяти К.Д. Ушинского. С. 25
Песковский М. К.Д. Ушинский, его жизнь и педагогическая деятельность. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлиха, 1892. - 80 с.
Струминский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского. М.: Учпедгиз, 1960. - 348с
Семенов Д. Д. Избранные педагогические сочинения / Д. Д. Семенов. – М.: Изд- во АПН РСФСР, 1953.
Стоюнин В.Я. К.Д.Ушинский //Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1991, с.138-147.
Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11 М.;Л., 1952 , С. 52–53, 56.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М-Л., 1948-1952 гг., Т.3., С. 157.
Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 11 С. 11–12.
Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст]: в 6 т. / К. Д. Ушинский. – Т. 1 / сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.
Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1968.
Философский словарь [Текст] / ред. И.Т. Фрол
Такой подход был новым в русской педагогической мысли того времени, однако его реализация была невозможна в условиях того времени, поэтому свое дальнейшее развитие этот подход получил уже в советской педагогической науке.
Цель воспитания заключается: в формировании деятельной и творческой личности; в подготовке личности к труду как высшей форме деятельности человека.
В своих работах он неоднократно проводил мысль о том, что учителю недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, что ему необходимо знание основных законов человеческой природы и умение применять их в каждом конкретном случае.
Основными принципами его системы можно назвать: демократичность обучения и образования; воспитание народа как ведущей силы нации; признание творческой инициативы народа и развитие творческого начала в детях; законность и своевременность права народа на образование.