Речевые стратегии и тактики
Введение
Исследования дискурса – одно из самых перспективных направлений в науке о языке на сегодняшний день. Сфера политики существует в жизни каждого человека и играет важную роль в жизни общества. Политическая ситуация в мире постоянно меняется, и это привело к росту интереса к политической коммуникации со стороны ученых разных специальностей. Речь политика всегда была не только прямым способом коммуникации и информирования населения, но и эффективным инструментом воздействия на него. Проблеме изучения политического дискурса в аспекте речевой манипуляции посвящено значительное число лингвистических работ, так как именно в данной сфере человеческого общения особенно очевидно влияние языка на жизнь общества. И именно политический дискурс такой могущественной державы, как США, представленный несомненно заметными личностями, является популярным предметом исследования как среди лингвистов, так и среди учёных смежных областей.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования предвыборного дискурса в современной лингвистике ……………………………………….…6
1.1 Дискурс как предмет лингвистического изучения …………………………...6
1.2 Определение понятия предвыборный дискурс, его структура и функции …9
1.3 Основные речевые тактики и стратегии в предвыборном дискурсе ……….14
1.4 Место манипулятивных стратегий и тактик в американском предвыборном дискурсе ………………………………………………………………………….....19
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………..23
Глава 2. Лингвистические средства воздействия на сознание в предвыборной кампании кандидатов на пост президента США …………..24
2.1 Структурно- композиционная модель речи в предвыборном дискурсе ……24
2.2 Речевые стратегии и тактики в речи кандидата Джо Байдена (J.R. Biden) ...28
2.3 Речевые стратегии и тактики в речи кандидата Дональда Трампа (D.J. Trump) ………………………………………………………………………………34
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..………40
Заключение ………………………………………………………………………..41
Список литературы …………………………………………………………….....43
Список литературы
Saussure, F. de. Cours de linguistique generale / Publ. par Ch. Bally et A.Sechehaye avec la collaboration de A. Riedlinger. Ed. critique prep. par Tullio de Mauro. Paris: Payot, 1997. – 520 p.
Аграшева О. Е. Речевые манипуляции в политическом дискурсе США / О. Е. Аграшева // Огарёв-Online. – 2017. – № 10 (99). – С. 3.
Алефиренко Н.Ф. и др. Текст и дискурс: учеб. пособие для магистрантов. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 232 с.
Андреева В. Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа : автореф. дис. … канд. филол. наук / В. Ю. Андреева. – Курск, 2009. – 24 сАрутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. – М: Советская энциклопедия. – С. 136-137.
Багана Ж. Предвыборный политический дискурс как особая сфера коммуникации / Ж. Багана, Э. А. Бочарова // Russian Journal of Linguistics. 2012. – № 1. – С. 121–125.
Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как данр политической коммуникации: на материале английского языка : дис. …КАнд. Филол. Наук. – Волгоград, 2003.
Демьянков В.3. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста // Методы анализа текста. Тетради новых терминов. – Вып. 2. – М.: ВЦП, 1982. – 90 с.
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. – М.: «ЧеРо», Изд-во МГУ, 2000. – 344 с.
Караулов Б.С., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Т.А. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. Б.: БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 1989. 308 с.
Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. - Москва: Изд-во МГУ, 1992. -240 с.
Михалева О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия: автореф. дис ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Кемерово, 2004. 18 с.
Михалева О.Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 256 с.
В рамках нашей работы в первую очередь важно понять, какое место в предвыборном дискурсе занимает именно манипуляция (манипулирование). Сам термин «манипуляция» происходит от латинского слова manipulatio, образованного от сущ. maniplos, означающего «горсть, пучок», и глагола pleo «наполнять» [Этимологический словарь русского языка, 2007].
Поскольку манипуляции различного рода присутствуют в жизни каждого человека, понимание того, как работает этот механизм, необходимо человеку для правильного понимания своей роли в этом процессе манипулирования. Изучение данного феномена является сферой интересов многих наук, в связи с этим в различных областях знания существует множество определений этого явления. Психолог Е. Л. Доценко разработал собственное определение манипуляции, на которое ссылаются в своих работах многие учёные: «Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [Доценко, 2000]. Роль манипуляции особенно важна в политике из-за постоянной борьбы за власть и попыток ее удержать. Язык политики служит в роли связующего звена между обществом и властью . Умная политическая манипуляция - это такая манипуляция, которую не нужно скрывать, поскольку она реализуется посредством языка, грамотно составленной речи, и тот, на кого направлено воздействие, должен быть уверен, что выполняет собственную волю, сам принимает решения, поэтому манипуляции в политическом и предвыборном дискурсе представляют собой целое искусство.
Условия глобализации способствуют возникновению такой социально-психологической ситуации в обществе, что к манипуляции в политическом дискурсе проявляется дополнительный повышенный интерес. Если говорить о применении манипуляционных действий борцами за власть по отношению к электорату, то здесь ситуация такова, что та часть населения, которая не сильно разбирается в тонкостях политики, практически лишена возможности реализовать свои непредвзятые симпатии и интересы. Многие политологи заявляют о низкой политической культуре, существующей сегодня в обществе, что лишь упрощает задачу манипуляторов [Грачев, Мельник, 2003.].
Поскольку манипуляция — это воздействие, нужно иметь представление о таких способах речевого воздействия, как персуазивность и суггетивность. Персуазивность (от. лат. persuadere - уговаривать) — это такое воздействие посредством языка, при котором на адресата влияют путем убеждения или переубеждения. В данном случае цель речевой деятельности заключается в формировании нужного отношения у адресата, которое будет способствовать реализации дальнейших намерений адресанта. Суггетивность (от лат. suggere - внушать) - это воздействие, основанное на скрытом внушении. Полное отсутствие осознания происходящей перестройки собственных убеждений является отличительной особенностью суггетивности от персуазивности. В связи с этим возникает вопрос о том, в каких взаимоотношениях между собой находятся манипуляция, персуазивность и суггетивность. Чернявская Е. В. в своей работе «Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия» рассматривает речевые манипуляции как особый тип персуазивности, поскольку основная цель речевой манипуляции - вызвать у адресата необходимое манипулятору отношение к объекту, независимо от желаний и интересов самого адресата. Последний, в свою очередь, не должен распознать эту коммуникативную установку, что роднит речевую манипуляцию с суггетивностью [Чернявская,2006].